Когда-то деревня Лапенки считалась пригородной, а сейчас она оказалась в плотном кольце высотных микрорайонов — Девятовки и Грандичей. Пока рядом возводятся многоэтажки и современные торговые центры, здесь по дворам бегают куры, гуси, козы и ягнята. Мы решили узнать, как живут в Лапенках, когда рядом как грибы растут многоквартирные дома, а центральная улица стала транзитной для потока фур.
Лапенки находятся за железной дорогой и тянутся почти до Зарицы-4. На юге и востоке бывшую деревню вплотную окружили Девятовка и Грандичи.
В Лапенках с десяток улиц. Когда-то центральной считалась Лапенковская. Теперь же главная транспортная артерия — Асфальтная. Правда, сейчас она без асфальта. В августе начали ремонт: строители сняли верхний слой, выровняли обочины. Проезд по улице запрещён, но это не останавливает — водители грузовиков и легковушек носятся так, что пыль стоит столбом. Движение интенсивное: дорога соединяет северную часть города с восточной, по ней можно добраться от литовской границы до М6, по Асфальтной строительная техника ездит в Грандичи.
Местные жители вроде и рады ремонту, но, говорят, главная проблема — отсутствие тротуаров — всё равно не решится. Была надежда, что они появятся, когда сделают улицу, но дорожники сказали, что таковые проектом не предусмотрены. Пока же пешеходы вынуждены нарушать правила, идя по проезжей части. В тёмное время суток тех, кто без фликера, штрафуют: по словам местных, здесь часто дежурят сотрудники ГАИ.
— Дети на остановку идут, чтобы в школу ехать, а рядом фуры носятся. Гоняют так, что дом трясётся, — добавляет Вера Сергеевна.
Жительница Асфальтной улицы Вера Сергеевна десять лет пишет в разные инстанции, чтобы вдоль проезжей части сделали тротуары, но ничего не меняется. Благо наконец на остановочном пункте «Улица Асфальтная», в сторону Грандичей, сделали навес, под которым укрываются в непогоду.
В сильные дожди, говорят жители, центральную улицу сильно затапливает, вода порой подступает к домам. Проблема появилась после того, как между Асфальтной и железной дорогой выросли особняки.
До этого от потопов спасала труба под дорогой — вода уходила сначала в неё, а затем через поле в трубу под железной дорогой. Последняя была чуть ниже человеческого роста — ею часто пользовались как подземным переходом, чтобы попасть на Девятовку. Часть воды собиралась в искусственном водоёме в деревне.
— Здесь раньше была копань (яма для собирания дождевых и грунтовых вод.— Авт.), но она заросла. Пока мы были деревней и относились к Путришковскому сельсовету, её чистили, кусты вырубали. Теперь тут одно болото, — рассказывает Людмила, чей участок находится рядом с копанью.
В просторный коттедж женщина переехала вместе с мужем двадцать пять лет назад — супруг хотел собственный дом. Его уже нет в живых. Людмила живёт с сыном. Верхний этаж почти не используют.
Одно время от потопов защищали канавы, которые вырыли по обе стороны от дороги, но, когда начался ремонт Асфальтной, их засыпали.
Примечательно, что Асфальтная улица условно делит бывшую деревню на две части. С одной стороны стоят шикарные особняки, которые построили относительно недавно. На одном из коттеджей висело объявление о продаже. Позвонили по указанному номеру — оказалось, за него, без отделки, владелец хочет 140 тысяч долларов.
По другую сторону — в основном обычные деревенские домики с большими огородами. Старожилы о соседях через дорогу говорят, что «там живут крутые», и с ними редко общаются.
Почти в самом конце деревни стоит трёхэтажный дом, выделяясь на фоне других. Рядом с ним пруд. Судя по горе строительного мусора (на которой отдыхал козёл), стройка всё ещё продолжается.
В деревне есть все коммуникации, кроме канализации. Но скоро будет и она. На улице Пимена Панченко прокладывают участок сети канализации для перспективного подключения Лапенок к коллектору на улице Саяпина. Оттуда те, кто хочет, смогут подвести трубу к своему дому.
За железнодорожной веткой находится несколько магазинов. Крупный торговый центр возводят через дорогу в Грандичах. Есть магазинчик и в самой деревне.
Со строительством нового микрорайона решился вопрос с общественным транспортом. В бывшую деревню по-прежнему ходит только автобус № 5, но можно уехать с улиц Саяпина и Белые Росы.
Несмотря на то что Лапенки окружили многоэтажки, в микрорайоне сохранился деревенский дух. Некоторые жители держат домашних животных, разводят огороды и выращивают сады. Время от времени на всю округу разносится громкое «ку-ка-ре-ку!».
В одном из дворов на улице Панченко пасся в яблонях ягнёнок. Сразу напротив калитки — два ящика яблок. У хозяйки дома Нелли Антоновны большой сад с яблонями, грушами и сливами. Женщина говорит, что яблок много. Что получше — продаёт, похуже — оставляет у забора, чтобы прохожие угощались. Правда, такую щедрость ценят не все — дети, бывает, разбрасывают их по улице.
— Когда построили многоэтажки, в огород ребята стали лазить. Недавно соседи видели, как несколько мальчиков воровали у меня тыквы, — рассказывает женщина.
В Лапенках она живёт шестьдесят пять лет. У неё двадцать пять соток, а когда-то, говорит, у её деда было столько же гектаров и дом считался хутором. Ближайшей была вторая школа, что рядом с зоопарком.
Кстати, в деревне нередко видят диких животных — лисиц, косуль, зайцев, сов и змей.
До 2019 года в лесу в километре от Лапенок дислоцировался один из дивизионов 1-го зенитного ракетного полка. Несколько лет назад военных переселили в Ратичи, а здания снесли. Жители предлагали устроить зону отдыха или организовать выставку техники как на Кургане Славы, только в миниатюре. Кто-то просил не засыпать небольшой пожарный пруд, а зарыбить его для дальнейшей рыбалки.
От бывшей воинской части не осталось и следа. Сюда свезли тонны песка, экскаваторы сровняли всё с землёй. Засыпали и бывший пруд. По последней информации, планируют возвести новое пожарное депо.
Фото Натальи КОРНЕЕВОЙ