Выгнали за пощёчину
У Вольфа и Сары Вильбушевичей родилось десять детей, но только восемь достигли зрелого возраста. Всем детям передались замечательные способности Вольфа в административной и технической сферах, а также тяга к знаниям и активному образу жизни от Сары. Их отличала высокая эмоциональность и чувствительность к происходящим событиям.
Старший из сыновей Вольфа Айзик (1863–1885) был одним из билуйцев (палестинских пионеров), прибывших в османскую Палестину в 1882 году. Айзик (Исаак) до этого изучал сельское хозяйство в Харькове. Но его выгнали за пощёчину профессору, который во время лекции заявил, что «жиды сосут кровь крестьян на Украине».
В начале 1882 года в Харькове появился кружок интеллигентов, которые хотели основать образцовую земледельческую колонию в Палестине (до основания Государства Израиль называли Эрец, Страна Израиля, Земля Обетованная, Святая Земля, в 20–40-х годах ХХ века распространилось название Палестина).
Копал первый колодец в стране
Летом 1882 года в Яффу прибыла первая партия билуйцев из четырнадцати человек; вскоре к ним присоединились ещё шесть человек. Чтобы привыкнуть к земледельческому труду, билуйцы поступили наёмными рабочими в колонию Микве-Исраэль. Идеалистически настроенных пионеров, мечтавших ο гармоничной жизни и рациональном разделении рабочего дня между физическим трудом и умственными занятиями, ожидало немало разочарований, земледельческий труд оказался слишком тяжёл для них.
После нескольких неудачных попыток устроиться самостоятельно билуйцы переселились в Ришон-Лецион. Материальная нужда уменьшилась, но положение зависимых рабочих их не устраивало. Зато своей преданностью делу колонизации они служили примером остальным.
В конце 1882 года Айзик уехал в Эрец-Исраэль, присоединившись к движению Билу. Он был одним из первых в большой волне репатриации еврейского народа. Айзик работал в Ришон-Леционе и был одним из тех, кто там копал первый колодец.
Однако, заболев малярией, Айзик вынужден был вернуться в Россию, где погиб. Есть две версии его кончины. В 1885 году он был призван на воинскую службу, но по дороге на побывку в поместье родителей утонул в реке Неман. В семье же придерживались второй: считали, что он покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви.
Учился в Берлине, строил в Минске
Ещё один сын, Гдальяху (Гдалия, Григорий) Вильбушевич (1865–1932) — инженер, архитектор и промышленник в Минске и в Эрец-Исраэле. Он учился в Высшей технической школе в Берлине (1888), где получил диплом инженера-механика. После учёбы отправился в Минск, где построил собственный металлургический завод, на котором некоторое время работала его младшая сестра Маня.
В 1892 году он женился на Циле Бордо. Под влиянием идей сионизма, политического движения, целью которого было объединение и возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэле, молодожёны в том же году эмигрировали на Землю Обетованную.
Там Гдальяху активно занялся предпринимательской деятельностью. В 1892 в Эрец-Исраэле был открыт первый в стране завод для литья железных изделий и оборудования для рытья колодцев. Завод был построен и спроектирован совместно с Леоном Штейном.
Основал «Технолог» и «Папирус»
Гдальяху копал колодцы в Реховоте и Петах-Тикве. Однако его супруга заболела малярией и вернулась в Россию. Когда выяснилось, что супруга не вылечилась, муж тоже приехал назад.
После возвращения в 1895 году в Минск Гдальяху совместно с Иосифом Залкиндом основал товарищество «Технолог». Машиностроительный завод производил станки, мельничные машины и другое оборудование.
Гдальяху был одним из основателей бумажного производства в Борисове, где в 1902 на основе разработанного им технического проекта построил фабрику «Папирус» (ныне фабрика Гознака) и стал её совладельцем. В октябре 1902 года новая фабрика начала работу.
Главным и наиболее дорогостоящим звеном технологической линии стала бумагоделательная машина фирмы «Ситау-Горее» (Германия) с шириной сетки 1480 мм, двумя роллами, одним каландром и гидравлическим дефибрером производительностью три тонны древесной массы в сутки. Закупили три машины для изготовления листового картона.
В 1908 году Гдальяху вызывают в Яффу разобраться с делами чугунного завода (его совместное с Леоном Штейном предприятие). Однако его приезд не спас положение: безграмотное руководство и неумение вести финансовую политику предприятия привели завод к полному банкротству. Предприниматель возвращается в Минск.
Строил институт, где бывал Эйнштейн
В 1912 году вернулся в Эрец-Исраэль. Гдалия принимал активное участие в строительстве гимназии «Реаль» в Хайфе и здания Техниона. В феврале 1923 года в тех местах был Эйнштейн и посетил новый институт. Заведение открыло двери 6 февраля 1925 года и на сегодняшний день это один из старейших вузов Израиля. До сегодняшнего дня особо отличившиеся студенты строительного факультета вуза получают стипендии из фонда, завещанного Гдальяху для этих целей.
Во время Первой мировой войны Гдальяху Вильбушевич служил в качестве главного инженера в штабе Джемаль-паши в Дамаске и построил там общественные здания.
Благодаря гродненской семье в стране было улучшено качество строительства жилых и промышленных зданий. Гдальяху возвёл здания электрической компании в Хайфе и Хайфского центрального железнодорожного вокзала. Можно сказать, что он был среди тех, кто начал создавать промышленность будущего государства и выводить её на новый уровень.
Поселился в Хайфе
Гдальяху поселился в Хайфе, где построил дом на две семьи. Так как денег было недостаточно, он предложил своему другу из Германии купить первый этаж строящегося дома. Тогда, в 1922 году, над владельцем первого этажа смеялись, утверждая, что он закопал свои деньги на краю света. Однако, когда евреи вынуждены были бежать из Германии, все ему завидовали.
В 1932 году умерла его жена Цила Вильбушевич. Он пожертвовал принадлежавшую ей землю на улице Хорев в Хайфе для детского учреждения. Единственным условием Гдальяху было, чтобы назвали этот центр в честь его матери Сары Вильбушевич. В 1939 году здесь основали летний лагерь для детей мигрантов.
Учреждение существует и сегодня по адресу улица Хорев, 36. Гдальяху умер 4 сентября 1943 года, похоронен на старом еврейском кладбище возле могилы жены и сына Александра. Его именем названа одна из магистралей, ведущая к Техниону в Неве-Шеанан.