Покровитель охотников Губерт
Давно известно, что покровителем Гродно является Губерт Льежский, канонизированный по смерти, покровитель охотников и лесников. Именно олень святого Губерта изображён на гербе нашего города. Первое изображение гродненского герба датируется 1565 годом. Герб — это символ городского самоуправления, самостоятельности, независимости горожан в своих правах и решениях.
Но стоит вспомнить, что полное Магдебургское право город получил в день святого Бенедикта — 11 июля 1496 года, согласно великокняжескому привилею Александра Ягеллона.
Покровитель Европы
Святой Бенедикт жил в VI веке. В 530 году он основал знаменитый монастырь Монтекассино, который впоследствии был признан первым в Европе официальным монастырём. Для общины, которая положила начало ордену бенедиктинцев, подвижник составил известный Устав святого Бенедикта (ок. 540 года). Заповеди стали фундаментальными для всего западного монашества. В 1964 году папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы и, значит, нашего города в том числе.
Королевич Казимир
Особенные отношения сложились у гродненцев с королевичем Казимиром, признанным после смерти святым, покровителем земель Великого княжества Литовского.
Казимир — второй сын великого князя ВКЛ и короля Польши Казимира Ягеллончика. Среди братьев королевич выделялся способностями, прилежанием и особой набожностью. Он упорно отказывался от судьбы правителя, которую ему настоятельно прочили и отец, и государственные мужи, и склонялся к пути служения Богу.
Чаще его можно было найти в храме за молитвой, чем во дворце за светскими делами. Он вёл благочестивый образ жизни, был очень добрым и сочувствующим к простым людям. Его хорошо знали горожане, так как он часто раздавал подаяния, общался с ремесленниками.
В наибольшей степени Казимир чтил Деву Марию, и гродненский храм Вознесения Пресвятой Богородицы, известный нам как деревянный храм Фара Витовта, стал одним из любимых мест королевича. Он босиком приходил к храму молиться и, если костёл был уже закрыт, молился прямо на его ступенях.
Бывало, утром заставали Казимира, распластавшегося ниц, спящим перед храмом. Королевич прожил недолгую жизнь: туберкулёз и постоянные посты истощили организм.
В 1483 году на коляды он приехал в Гродно, чтоб провести время с отцом. Здесь он оставался до весны 1484 года, когда его состояние ухудшилось, а 4 марта он умер.
Тело его перевезли в Вильню и похоронили в кафедральном храме. В 1522 году состоялась канонизация королевича Казимира. В народе по-своему стали чтить его память: 4 марта в Вильнюсе и в Гродно проходит ярмарка Казюки.
Римский солдат Клемент
Следующий покровитель Гродно и его жителей появился благодаря Каролю Литовору Хрептовичу. Шестидесятые годы XVIII были неспокойными. После «разрушительного столетия»: череды войн как внутренних, так и внешних, — политические страсти не угасали. Магнатско-шляхетские группировки воевали между собой за власть и своё видение будущего страны, а соседи всячески поддерживали беспорядки, сохранявшие слабость государства.
Сначала Кароль Хрептович входил в политическую группировку Чарторыйских «Фамилия», выступавшую за проведение реформ в Речи Посполитой. Он неоднократно выбирался депутатом в Трибунал от Гродненского повета, занимал пост земского писаря гродненского повета.
В 1761 году Хрептович перешёл в «гетманский» лагерь и продолжил активную политическую деятельность уже на стороне Кароля Радзивилла. В 1767 году борьба обостряется: инициированный Россией и Пруссией диссидентский вопрос приводит к образованию Слуцкой и Торуньской конфедераций, выступавших за уравнение прав диссидентов, и Радомской конфедерации, ставившей целью низложение политического влияния Чарторыйских и возвышение «гетманской партии».
Кароль Хрептович был участником Радомской конфедерации, а затем и знаменитого трагического репнинского сейма. Именно он сумел выхватить акт протеста Солтыка против решений сейма и перенаправить его иностранным послам в поисках поддержки Европы против действий России. Сам же выступил с манифестом, в котором объявлял свободу превыше всех ценностей, а веру католическую и преданность церкви превыше свободы.
После такого выступления пришлось бежать за границу. Он добивается аудиенции у Папы Римского, чтоб просить помощи для Речи Посполитой. Аудиенция состоялась в январе 1768 года, и лично в дар Хрептовичу Папа Римский Климент IV «ради наибольшего прославления Всемогущего Бога и чести Его святых» передал для гродненцев мощи святого Клементия, чтобы он стал их покровителем и защитником.
Клементий был солдатом армии Римской империи, но приверженцем новой религии, христианства. В 303 году начинается Великое гонение, которое ещё называют Диоклетиановым — по имени римского императора, одного из инициаторов преследования христиан. Не избег тяжёлой участи Клементий, который выбрал мученическую смерть, а не отказ от веры.
Вместе со святыми мощами Климент IV передал и документы, подтверждающие их подлинность. Но реликвия прибыла к месту назначения очень нескоро. Кароль Хрептович стал участником Барской конфедерации, после её поражения скитался по европейским странам и только в 1781 году возвратился в Гродно.
В июне 1781 года состоялось торжественное внесение мощей св. Клементия в костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии (бригиток). Они заняли почётное место в алтарной части.
В начале ХХ века аббатисой монастыря назаретянок, пришедших на смену бригиткам, матерью Паулай (Павлой Гажич, известной польской художницей) для алтаря был нарисован портрет св. Клементия. Мощи святого покидали храм в период с 1952 по 2008 год, когда костёл и комплекс при нём были конфискованы у церкви. Реликвии находились в бернардинском костёле Нахождения Святого Креста в Гродно.
Сейчас стеклянный реликварий с мощами хранится по-прежнему в алтарной части бригитского костёла, и гродненцы и гости города могут обратиться за покровительством к святому: «S. Clemens ora pro nobis — Святой Климент, молись о нас».
Что же касается Кароля Хрептовича, то с 1786 по 1795 год он занимал должность гродненского старосты. В память о нём у гродненцев остался дворец на Замковой улице, где находится музей истории религии.