Эта статья не откроет неизвестных страниц для знатоков истории Гродно, но для тех, кто интересуется тем, откуда что появилось, она окажется познавательной.
Давно известно, что покровителем Гродно является Губерт Льежский, канонизированный по смерти, покровитель охотников и лесников. Именно олень святого Губерта изображён на гербе нашего города. Первое изображение гродненского герба датируется 1565 годом. Герб — это символ городского самоуправления, самостоятельности, независимости горожан в своих правах и решениях.
Но стоит вспомнить, что полное Магдебургское право город получил в день святого Бенедикта — 11 июля 1496 года, согласно великокняжескому привилею Александра Ягеллона.
Святой Бенедикт жил в VI веке. В 530 году он основал знаменитый монастырь Монтекассино, который впоследствии был признан первым в Европе официальным монастырём. Для общины, которая положила начало ордену бенедиктинцев, подвижник составил известный Устав святого Бенедикта (ок. 540 года). Заповеди стали фундаментальными для всего западного монашества. В 1964 году папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы и, значит, нашего города в том числе.
Особенные отношения сложились у гродненцев с королевичем Казимиром, признанным после смерти святым, покровителем земель Великого княжества Литовского.
Казимир — второй сын великого князя ВКЛ и короля Польши Казимира Ягеллончика. Среди братьев королевич выделялся способностями, прилежанием и особой набожностью. Он упорно отказывался от судьбы правителя, которую ему настоятельно прочили и отец, и государственные мужи, и склонялся к пути служения Богу.
Чаще его можно было найти в храме за молитвой, чем во дворце за светскими делами. Он вёл благочестивый образ жизни, был очень добрым и сочувствующим к простым людям. Его хорошо знали горожане, так как он часто раздавал подаяния, общался с ремесленниками.
В наибольшей степени Казимир чтил Деву Марию, и гродненский храм Вознесения Пресвятой Богородицы, известный нам как деревянный храм Фара Витовта, стал одним из любимых мест королевича. Он босиком приходил к храму молиться и, если костёл был уже закрыт, молился прямо на его ступенях.
Бывало, утром заставали Казимира, распластавшегося ниц, спящим перед храмом. Королевич прожил недолгую жизнь: туберкулёз и постоянные посты истощили организм.
В 1483 году на коляды он приехал в Гродно, чтоб провести время с отцом. Здесь он оставался до весны 1484 года, когда его состояние ухудшилось, а 4 марта он умер.
Тело его перевезли в Вильню и похоронили в кафедральном храме. В 1522 году состоялась канонизация королевича Казимира. В народе по-своему стали чтить его память: 4 марта в Вильнюсе и в Гродно проходит ярмарка Казюки.
Следующий покровитель Гродно и его жителей появился благодаря Каролю Литовору Хрептовичу. Шестидесятые годы XVIII были неспокойными. После «разрушительного столетия»: череды войн как внутренних, так и внешних, — политические страсти не угасали. Магнатско-шляхетские группировки воевали между собой за власть и своё видение будущего страны, а соседи всячески поддерживали беспорядки, сохранявшие слабость государства.
Сначала Кароль Хрептович входил в политическую группировку Чарторыйских «Фамилия», выступавшую за проведение реформ в Речи Посполитой. Он неоднократно выбирался депутатом в Трибунал от Гродненского повета, занимал пост земского писаря гродненского повета.
В 1761 году Хрептович перешёл в «гетманский» лагерь и продолжил активную политическую деятельность уже на стороне Кароля Радзивилла. В 1767 году борьба обостряется: инициированный Россией и Пруссией диссидентский вопрос приводит к образованию Слуцкой и Торуньской конфедераций, выступавших за уравнение прав диссидентов, и Радомской конфедерации, ставившей целью низложение политического влияния Чарторыйских и возвышение «гетманской партии».
Кароль Хрептович был участником Радомской конфедерации, а затем и знаменитого трагического репнинского сейма. Именно он сумел выхватить акт протеста Солтыка против решений сейма и перенаправить его иностранным послам в поисках поддержки Европы против действий России. Сам же выступил с манифестом, в котором объявлял свободу превыше всех ценностей, а веру католическую и преданность церкви превыше свободы.
После такого выступления пришлось бежать за границу. Он добивается аудиенции у Папы Римского, чтоб просить помощи для Речи Посполитой. Аудиенция состоялась в январе 1768 года, и лично в дар Хрептовичу Папа Римский Климент IV «ради наибольшего прославления Всемогущего Бога и чести Его святых» передал для гродненцев мощи святого Клементия, чтобы он стал их покровителем и защитником.
Клементий был солдатом армии Римской империи, но приверженцем новой религии, христианства. В 303 году начинается Великое гонение, которое ещё называют Диоклетиановым — по имени римского императора, одного из инициаторов преследования христиан. Не избег тяжёлой участи Клементий, который выбрал мученическую смерть, а не отказ от веры.
Вместе со святыми мощами Климент IV передал и документы, подтверждающие их подлинность. Но реликвия прибыла к месту назначения очень нескоро. Кароль Хрептович стал участником Барской конфедерации, после её поражения скитался по европейским странам и только в 1781 году возвратился в Гродно.
В июне 1781 года состоялось торжественное внесение мощей св. Клементия в костёл Благовещения Пресвятой Девы Марии (бригиток). Они заняли почётное место в алтарной части.
В начале ХХ века аббатисой монастыря назаретянок, пришедших на смену бригиткам, матерью Паулай (Павлой Гажич, известной польской художницей) для алтаря был нарисован портрет св. Клементия. Мощи святого покидали храм в период с 1952 по 2008 год, когда костёл и комплекс при нём были конфискованы у церкви. Реликвии находились в бернардинском костёле Нахождения Святого Креста в Гродно.
Сейчас стеклянный реликварий с мощами хранится по-прежнему в алтарной части бригитского костёла, и гродненцы и гости города могут обратиться за покровительством к святому: «S. Clemens ora pro nobis — Святой Климент, молись о нас».
Что же касается Кароля Хрептовича, то с 1786 по 1795 год он занимал должность гродненского старосты. В память о нём у гродненцев остался дворец на Замковой улице, где находится музей истории религии.