«Были коровки, остались коробки»
Бывшая деревня Вишневец — одна из немногих, которая за свою долгую историю почти не изменилась в границах. Это пример типичной белорусской «вёски» с единственной улицей, вдоль которой стоят дома, а сразу за ними — большущие огороды и цветущие сады. Здесь пахнет жасмином, а местные считают себя деревенскими.
Ни с Индурского шоссе, ни с улицы Химиков, которые пересекает улица Вишневец, бывшую деревню не видно: несколько десятков строений будто спрятаны за высокими заборами и взрослыми деревьями. Многие местные жители используют дома как дачи.
— Были тут коровки, хозяйство держали, а теперь одни коробки остались, — говорит мужчина с некоторым сожалением. Сюда он ездит на велосипеде из Южного.
В нескольких местах улицу пересекают пешеходные дорожки, которые соединяют третий и пятый Вишневцы. С двух сторон к частному сектору вплотную подошли многоэтажки.
Трудно точно сказать, в каком году появилась деревня. На картах Гнойница, так первоначально называлась деревня, впервые встречается в 1898 году. На двух крестах, установленных в начале и конце улицы, указаны разные даты — 1930 и 1931 годы. На одном из них, что старше, надпись потёрлась так, что почти не читается, на другом по-польски написано: «От голода, огня и войны сохрани нас, Боже».
Было озеро и овощехранилище
Сейчас у здешних жителей большие сады и огороды, огромные дома с гаражами, сараи и подвалы. Всего тут около 50 участков средней площадью 25 соток. Подведены газ и вода. Некоторые обустроили частные канализации.
Виктор Савельевич живёт тут более сорока пяти лет. Он родом из Могилёвской области, в Гродно проходил воинскую службу и познакомился с будущей женой, так и остался.
— Тогда на Гая был дачный посёлок, ОВИР, дом от карданных валов и три или четыре пятиэтажки. «Восьмёрка» разворачивалась, где теперь ночной клуб «База», — вспоминает мужчина.
На месте возле нынешней поликлиники № 7 было озеро. Его использовали для водопоя коров и овец. Там же ловили рыбу и купались. В нём, вспоминает Виктор Савельевич, чуть не утонул его сын.
Озеро находилось на месте нынешней бани
— Когда прописывался в 1976 году, деревня относилась к Коробчицам, это вообще была погранзона. Потом нас отнесли к Коптёвке. Когда речь зашла о включении в город, в деревне почти все были против, и нас оставили. Спустя какое-то время пришло извещение, что нужно переоформлять документы, потому что мы уже город. Поначалу улицу хотели назвать Стрелковой. Мы взбунтовались, и нас назвали «улица Вишневец», — рассказывает наш собеседник.
Вспоминают, что рядом с деревней двадцать лет назад располагалось огромное овощехранилище, а за железной дорогой, которая вела к бывшему железнодорожному мосту, выращивали укроп, морковку, ревень.
Местные ходили в Фарный или Францисканский костёл. Хоронили людей на городском кладбище на улице Победы или в Коптёвке.
Тут жила Элиза Ожешко?
Ходят слухи, что в деревне есть дом, в котором когда-то жила Элиза Ожешко. Рядом с ним рос огромный дуб. Дерево недавно спилили, но вывезти брёвна не успели. Владельцев дома, к сожалению, мы не застали. Участок по соседству более десяти лет назад купили Тадеуш Рышардович и Тереса Евгеньевна. В просторном коттедже с огромным участком земли живут со старшей дочкой, зятем и внуком.
— Мы не хотели из города уезжать, жили на проспекте Клецкова. Но муж настоял. Долго не могла привыкнуть, а теперь тут хорошо: и город, и деревня, — признаётся Тереса Евгеньевна.
Семья держит курочек, сажает небольшой огород. Супруг построил летнюю кухню, а зять благоустроил двор.
— Можете зайти сфотографировать, — приглашает нас Тереса Евгеньевна. — Это всё мой зять сделал — цветочницы, колодец, мельницу, беседку. Он у нас в МЧС работал, теперь — в ГИАПе. Мастер на все руки.
После того как деревню включили в город, говорят местные, жить стало дороже — условия как в деревне, а коммунальные услуги как в городе. Зато транспорт ходит хорошо, магазинов хватает, рядом детские сады, школы и поликлиника.
Что хотели сделать
Проект детального планирования с эскизом уплотнения на улицах Вишневец и Стрелковой выставляли на общественное обсуждение в конце 2015 года. Участки в бывшей деревне планировали обрезать до 6–10 соток, а освободившиеся земли вдоль Стрелковой улицы и с противоположной стороны (там, где зелёная зона, вдоль Вишневецкой улицы) отдать под усадебную застройку. Таким образом, количество участков на улице Вишневец должно увеличиться втрое — примерно до 140.
Предполагалось, что продавать их будут с аукциона, возможно, часть предоставят нуждающимся в улучшении жилищных условий. Будет почти в шесть раз больше жителей — около 600. Вместо садов на каждом участке сделают стоянку под один легковой автомобиль и парковку на одно место. На месте огородов появится зелёная зона отдыха, обустроят детские и спортивные площадки.
Улицу Вишневец планировали расширить до 15 метров, организовать несколько проездов, а после уплотнения провести недостающие коммуникации и сделать дорогу.
Реализовать проект собирались к 2030 году.
Кстати
Первоначально «обрезанные участки» планировали выставить на продажу все вместе под строительство таунхаусов. Однако теперь городские власти продают их по отдельности. Пока на аукцион пойдут три участка, расположенные между улицами Вишневец и Стрелковой у поликлиники № 7. Начальная цена каждого — почти 29 тысяч рублей. Правда, в одном случае новый владелец должен будет компенсировать прежнему изъятие части его участка и снос некоторых сараев. Сумма — почти 12 тысяч рублей. По площади наделы примерно одинаковые — по 10 соток. Воду, газ, свет можно подвести.
В тему
Если ваша улица когда-то была деревней и вам есть что о ней рассказать, напишите нам или позвоните, и мы обязательно к вам приедем. Пишите нам вайбер 8-033-304-50-45 или звоните по телефону 62-15-01.
Фото Евгения ЛЕБЕДЯ