Для женщин она становится подругой, а мужчины её стесняются. О том, почему люди изменяют, как в трудные времена находить поводы для радости и стоит ли искать любовь на сайте знакомств, рассказала гость «Вечернего Гродно» системный семейный психотерапевт и психолог-сексолог Ольга ВЕНСКО.
Изучать психотерапию Ольга начала ещё в двенадцать лет. Тогда серьёзно болела её мама, и девочке хотелось ей помочь.
— Я чувствовала боль другого человека на расстоянии и не могла её не разделить, снимала мигрень. Родные вспомнили, что моя мама родом из Коми, из шаманского племени, отец — древнего католического рода, в его семье было много целителей и знахарей. Наверное, и у меня есть дар целительства, — рассказывает Ольга.
В школе к ней часто приходили за советом: кто-то влюбился, кто-то не может признаться в симпатии и советовался, как это сделать. Тогда она была точно уверена, что станет семейным психологом.
— И мои старшие сёстры, и я очень эмоциональные. Мы все прошли через театральную студию. Я гастролировала на протяжении четырнадцати лет. И поэтому моим первым направлением в психологии стала арт-терапия, психодрама. Потихоньку стала разрабатывать такое направление, как психологический театр. Эта методика позволяет проживать эмоции. Мне казалось, я такая гениальная. Но чем больше узнавала, тем больше убеждалась, что все мои гениальные идеи уже кем-то описаны, — смеётся наша героиня и добавляет. — Почему же я не родилась на несколько веков раньше? Точно бы стала основательницей какого-то направления.
Ольга окончила Купаловский университет, аспирантуру Академии управления при Президенте. Изучила множество научных трудов, в том числе основателя белорусской инженерной психологии, разработчика космических технологий М. А. Кременя, кандидатская и докторская диссертации которого до сих пор засекречены.
Получила образование по шестнадцати направлениям из двадцати одного возможного. Обучаясь, объехала семнадцать стран мира. Сейчас она системный семейный психотерапевт и психолог-сексолог. Последнее направление изучает более десяти лет. Началось в 2001 году со знакомства с известным белорусским сексологом Дмитрием Капустиным.
— Оказалось, что в сексологии не всё так просто. Тогда массово открывались секс-шопы. Но люди считали, что завести такую игрушку в семье — это едва ли не на грани развода. Были прецеденты, когда на сексологов подавали в суд. И в Гродно был такой случай. Клиенты оказались не готовы к развитию сексуальной грамотности. Лучше «как-нибудь в тишине», под одеялом и без какого-либо разнообразия, — рассказывает Ольга.
В психологии она уже двадцать четыре года. За это время успела поработать в нескольких школах, лицее и семи ведущих вузах страны. Пять лет назад начала своё дело — творческое объединение «ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Теперь там учредитель, руководитель и консультант.
— Наш университет отличается от обычного тем, что его двери всегда открыты, независимо от того, сколько вам лет и какой у вас академический потенциал. Мы помогаем развить различные навыки, например эффективного телефонного разговора, обаяния, учим смело заходить в чужой кабинет, финансовой грамотности и многому другому, — рассказывает Ольга.
Несмотря на то что психология в Беларуси существует сто лет, активной психологической практики у нас всего лишь сорок – пятьдесят лет.
— Наши клиенты ещё «дозревают». Они переживают, будет ли сохранена конфиденциальность. Поэтому часто в анкете, по желанию человека, указываем только его возраст и имя, — объясняет специалист.
Психолог сегодня — относительно недорогое удовольствие: один приём стоит от 7–10 до 100 рублей за групповое занятие, когда сразу несколько специалистов работают со всей семьёй.
Чаще всего к психологу идут с вопросами здоровья, особенно последние два года, когда весь мир охватила пандемия коронавируса. Пациенты со слабой нервной системой впадали в депрессию. Один мужчина после перенесённого ковида полгода не выходил из дома и боялся ездить в общественном транспорте. Оказалось, инфекция «превратила» в фобию детское воспоминание о том, как мама приучала к педантизму и чистоте.
— Был совместный проект с «Лодэ». Я, как сексолог, помогала справиться с нарушениями эрекции. В клинике клиентам предложили пройти процедуру. После неё многие мужчины выходили и говорили: «Ольга, вы — ведьма». А ругали за то, что в этом кресле получали оргазм, — улыбается психолог.
В последнее время одна из главных тем — отношения в коллективе.
— Набрали новую команду, но отношения строятся сложно. Приглашают специалиста. Он анализирует её состав, задачи, которые поставлены перед работниками, — объясняет Ольга. — И надо сказать, с каждым годом формировать команду всё сложнее, потому что всё чаще в людях стал проявляться нарциссизм. Ох уж эти наши социальные сети, селфи и самолюбование! Если в советское время мы были более скромными, ответственными, трудолюбивыми, то сейчас торжествуют наглядность, пафос, визуализация. Пропало слово «мы».
К слову, сама зарегистрирована во многих социальных сетях, но бывает там редко, за что её часто корят клиенты и коллеги по работе.
Чаще всего к психотерапевту обращаются женщины, замечает Ольга. Мужчине сложно признаться, что он не может справиться с какой-либо ситуацией. Они часто носят обиды в себе и приходят за помощью к специалисту, когда дело доходит до развода.
— Как показывает практика, в каждой четвёртой паре, которая обращается к психологу, была измена. Вся теория, почему изменяют, заключается в самом слове. Мы меняемся, взрослеем, меняются наши ценности, взгляды на семью. В одно мгновение супруги могут стать совершенно чужими. Причиной этого могут быть разные факторы: переезд в другой город, смена работы и даже рождение долгожданного ребёнка, — говорит Ольга.
Такие приёмы, как правило, проходят эмоционально: одни рыдают, другие признаются в любви, третьи — выплёскивают ненависть. Не всегда удаётся брак сохранить.
— Однажды пару на приём привезли их родители и дети. Супруги разошлись и не общались три месяца. Ко второму часу встречи муж сказал, что всех ненавидит и всего лишь хотел тишины и права на развод. Рыдали все. Дети заняли сторону отца. Оказалось, что в семье была тайна и мужчина не хотел выносить сор из избы, — вспоминает случай психотерапевт.
В последнее время неохотно женятся, об этом говорит и статистика. По словам специалиста, одна из причин этого — эмансипация женщин. Они трудолюбивы, гибки, адаптивны в социальном плане от природы. У женщин лучше получатся строить карьеру, справляться с домашними заботами и детьми. И закономерно, что они часто занимают высокие управленческие посты.
— Но есть обратная сторона медали — изменились требования к мужчинам. Женщинам с высоким социальным статусом, интеллектом неинтересно общаться с мужчинами, которые не состоялись в обществе. Они скрупулёзно выбирают спутника. И если юноше повезло — у него состоятельные родители или он сам достиг высоких результатов в профессии, такая пара имеет шанс создать семью. Если финансовых потенциалов нет, нужно обратиться к системе семейных ценностей — любовь, внимание, нежность и заботу никто не отменял. Такую пару может связать общее увлечение, интересы, друзья, — говорит Ольга.
Наша собеседница вспоминает, что был период около десяти лет, когда она зарабатывала больше, чем её муж. И сейчас она благодарна ему за то, что тогда он стоял у плиты, готовил, создавал уют в доме, возил сына на секции и кружки. Сейчас муж зарабатывает больше и формирует денежную подушку безопасности.
Почти двадцать лет Ольга работает с сайтами знакомств, с тех пор как у нас они стали появляться. В некоторых из них даже удалось поработать.
— Как женщина я за очное, живое знакомство. Как психолог — не всегда. Есть те, кто боится прийти в кафе, не любит мест массового отдыха, бывают люди с ограниченными возможностями. При этом они достойные, умные, красивые, заслуживающие любви и внимания. Для них интернет — единственная возможность познакомиться, — приводит пример психотерапевт.
Правда, подобные знакомства чаще всего, в 75 процентах случаев, заканчиваются нулевым результатом. Ещё в 10 процентах остаются хорошими приятелями и только 2–3 процента создают пары.
Сама Ольга замужем восемнадцать лет. Муж — специалист по металлоконструкциям, токарь, больше года работает в Европе. Его Ольга называет ласково «Хатико»:
— Это огромное счастье — иметь рядом партнёра, который будет настолько верен, что удивляешься, как за восемнадцать лет можно друг другу не надоесть. У нас много общих увлечений, мы оба внутренне зрелые люди, серьёзно относимся к родительству. Конечно, встречи раз в полгода трансформируют наши отношения, но собрать чемодан и уехать — не моя позиция. Я люблю Гродно, Беларусь. У меня здесь много проектов, там я не смогла бы себя реализовать.
Счастливые супруги воспитывают одиннадцатилетнего сына Тимура. И хотя мама мечтает, чтобы он уже сейчас определился с будущей профессией, не мешает ему каждый год пробовать себя в разных сферах.
Мы все способны испытывать радость, но забываем о ней. Правило номер один — не упускать фокус внимания с позитивных вещей. Например, за окошком светит солнце, цветут деревья, кто-то идёт по улице и улыбается — порадуйтесь! Найдите человека, который ярко или красиво одет, улыбнитесь. Ищите радость в окружающих, в событиях. Есть работа — здорово. Те, кто потерял работу, вспомните радость обучения. Ведь это не точка, а поиск нового признания себя. Придумайте то, что будет полезно для других.
Пять признаков, по которым можно понять, что пора обратиться за помощью к специалисту:
Фото Евгения Фалеева, Татьяны Кот и из личного архива Ольги Венско