Во вторник, 3 мая православные верующие приходят на кладбища, чтобы помянуть своих предков. Эта традиция особенно видна в деревнях, где осталось не так много жителей, а большинство сельчан навеки нашли свой покой на деревенском погосте.
Наш материал из деревни Руда Яворская Дятловского района. Живописная деревня в Липичанской пуще дарит тишину, а еще Радуница здесь — надежда.
Когда-то в Руде Яворской было больше ста жилых дворов, школа, детский сад, больница, аптека, два магазина, клуб, швейное ателье, сельсовет, библиотека и даже зал бракосочетаний. Здесь размещалось правление колхоза «Победа», а перед входом в сельсовет во время уборки урожая вывешивали фамилии лучших комбайнеров. Сейчас хозяйство присоединили к другому СПК, а в деревне остались магазин и амбулатория.
Но Радуница здесь — это праздник, когда в деревню приезжают сотни людей: дети, внуки и правнуки тех бабушек и дедушек, живших здесь еще 15-20 лет назад. И деревня оживает: вечером в окнах хат зажигается свет.
А еще Радуница — это время встреч односельчан. Люди давно разъехались по городам, но кто-то раз в год, кто-то чаще приезжает навестить предков на кладбище, покосить траву во дворе или поправить забор.
Все встречаются в церкви по время службы.
Ставшие пенсионерами уроженцы деревни приезжают на могилы к родителям, встречаются со своими родственниками, одноклассниками, вспоминают непростое, но веселое детство. Поминают тех, кого уже нет в живых, рассказывают друг другу о внуках и правнуках.
Внукам дедушек и бабушек давно перевалило за 30 лет, они обзавелись семьями, родили детей, а сейчас встречаются, чтобы вспомнить танцы в клубе и рыбалку в прохладной Подяъворке.
И обязательно договариваются приехать летом на недельку!
После церковной службы деревня, население которой в эти дни увеличилось в три-четыре раза идет на кладбище. Могилки предков убраны заранее: почищена плитка, убран мусор, стоят свежие цветы.
Сельчане стоят возле могил и ждут, пока священник освятит захоронения, после чего пойдут в хаты, сядут за стол и помянут своих предков.
Руда Яворская замирает до следующего года. И в окнах старых хат снова загорится свет. Пока будет свет, будет жить деревня.