Двадцать лет две семьи на Пролетарской улице, 20 ждут капитального ремонта или отселения. Раз в четыре года их дом сильно топит. Большая вода заходит в квартиры, разрушает фундамент и стены, портит мебель и технику. Жильё арендное и находится на балансе ЖКХ, поэтому жильцы считают, что восстанавливать его должны коммунальщики. Но те с ремонтом не спешат.
Дом находится сразу за многоэтажным зданием, где раньше было казино. В нём четыре квартиры, одна приватизирована, пустует, три другие — арендные. Постоянно живут только в двух — № 2 и 3. Ещё одну, по словам жильцов, город ещё недавно сдавал в аренду, но сейчас желающих здесь поселиться нет.
— Тут же сплошное болото! — говорит хозяйка квартиры № 3 Анжелика Хоменкова. — Жила одна семья, в месяц за коммуналку с арендой платили 360 рублей. В мае они съехали, а в июне нас затопило. Повезло, что не тонули вместе с нами.
Несмотря на то что от дома до центра города пешком пройти около десяти минут, кажется, что это место забыто цивилизацией. Из коммуникаций здесь только свет. В одну из квартир подведена вода, жильцы другой ходят через оживлённую дорогу к водоразборной колонке.
— Зимой топим два раза, потому что холодно. Стояли общие туалеты — убрали. Пришлось нанимать людей, чтобы сделали свой. Дом постоянно затапливает так, что вода на кровать заходит. Брата, инвалида первой группы, на улицу выносим. Сами МЧС вызываем. За воду в доме платим, а хожу за ней через дорогу. Бывает, милиция остановит. Обращалась в домоуправление, Гродноводоканал — и ничего. Говорят: «Делайте за свой счёт». Так если б это моё было. Но это ж арендное жильё. Сегодня живу, а завтра выгонят, — говорит Лариса, которая живёт здесь уже сорок лет. — Хоть бы воду провели. Мне уже пятьдесят восемь лет. В очереди на жильё стою два года. Пока начну строиться, помру.
Дом находится в низине, и он, по словам жильцов, единственный, который топит каждые три-четыре года. Очередной раз «тонул» этим летом.
— Воды заходит по щиколотку, — рассказывает Анжелика Хоменкова и показывает видео одного из таких потопов. — За восемь лет у меня вся новая мебель испортилась, холодильнику шесть лет, а он снизу уже ржавеет. Тумбочка под телевизор развалилась, пришлось покупать подержанную. Мне говорят: «Делайте ремонт!» Так он будет до первого потопа! Да и мне пятьдесят шестой год, зарплата небольшая, я не могу брать кредит и залезать в долги.
У женщины и без того ежемесячные расходы внушительные. Одна коммуналка вместе с арендной платой выходит 180 рублей. Плюс 70 рублей — откачка воды. Немаленькая сумма набегает за электричество, потому что в квартире стоит титан, чтобы была горячая вода. Газ — ещё 19 рублей.
— Топливо покупаем сами. Но зимой всё равно холодно. Во второй комнате вообще не живём, потому что там всего восемь – десять градусов тепла. Ходим туда только за вещами, — говорит женщина. — Жильё государственное, а никаких удобств нет. Стыдно, что живу в такой квартире!
Квартиру на Пролетарской улице Анжелика Витальевна получила в 1998 году без права приватизации как временное жильё, пока не подойдёт очередь строиться. И так вышло, что осталась здесь надолго. Двадцать лет женщина добивается капитального ремонта.
— В 2002 году говорили, что готовится проектно-сметная документация. В 2006-м из списков на капремонт вычеркнули. Сказали, что проводить его нецелесообразно, потому что дом находится в зоне перспективной застройки, а значит со временем пойдёт под снос. Но мы же платим за капремонт каждый месяц! — сетует женщина.
К слову, о доме на Пролетарской улице, 20 и проблемах его жильцов «Вечёрка» писала более десяти лет назад. Его и тогда топило, и на тот момент речи о капремонте тоже не шло. Более того, квартира Анжелики Хоменковой была признана несоответствующей санитарным и техническим требованиям, но пригодной для проживания. Женщине предлагали её выкупить.
— А вы «Титаник» купили бы? Вы его даром не взяли бы, зная, что он утонет. Этот дом даже таксисты найти не могут, потому что не на всех картах он есть, — сокрушается женщина.
Вдобавок ко всему несколько месяцев назад Анжелика Витальевна узнала, что её сняли с очереди на жильё, в которой она стояла с 1986 года. Оказалось, в 2000 году в администрации Октябрьского района посчитали, что женщина, когда переехала с семьёй из квартиры площадью 26,3 квадратных метра на улице Советских Пограничников на 23,4 квадратных метра без удобств на Пролетарской улице, сделала кирпичную пристройку (теперь площадь квартиры 41,2 кв. м.), поставила котёл и оборудовала санузел, улучшила свои жилищные условия.
— На каком основании? В 1998 году дали пожить с детьми в халупе до получения квартиры. Потом сняли с очереди, будто у меня всё прекрасно, — едва сдерживает эмоции Анжелика Хоменкова. — У нас даже туалета не было, ведро стояло!
На учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий женщина стала заново 31 декабря 2021 года. И обратилась в прокуратуру, чтобы её восстановили в очереди с 1986 года.
Как пояснили в отделе ЖКХ Гродненского горисполкома, поскольку жильё арендное, приватизировать его нельзя. Восстановить очередь на квартиру тоже невозможно, так как для этого нет оснований: женщину в 2000 году сняли с учёта в связи с улучшением жилищных условий.
Сейчас даже учётное дело Анжелики Витальевны не найти, так как хранятся документы пять лет после предоставления жилого помещения и (или) снятия с учёта нуждающихся.
К слову, дом на Пролетарской улице, 20, согласно генплану, сносить не планируется, существующая застройка на этом участке сохраняется, пояснили в управлении строительства, архитектуры и градостроительства горисполкома.
Один из выходов — признать жильё непригодным для проживания. Для этого создаётся специальная комиссия. Если такое решение будет принято, женщина получит внеочередное право на получение льготного кредита или субсидии либо ей может быть предоставлено другое жилое помещение тех же потребительских качеств, не меньшей площади и на тех же условиях.
Вместе с тем надежда на капремонт есть. По словам заместителя генерального директора по идеологической работе ОУПП «Гродненское городское жилищно-коммунальное хозяйство» Сергея Семашко, на этот год запланирована разработка проектно-сметной документации по капремонту дома на Пролетарской улице. После этого определят подрядную организацию, и только потом начнутся работы.
Сегодня на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе стоит более 25 650 человек. Строятся в основном многодетные семьи.
По Правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (Постановление Совмина № 399 от 21 мая 2013 года), наниматели обязаны проводить за свой счёт, в том числе с привлечением специализированных организаций, текущий ремонт жилых помещений, ремонт печей, замену и ремонт внутриквартирного электрического, газового, санитарно-технического и иного оборудования (за исключением системы отопления, системы противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации), установку, замену и ремонт приборов индивидуального учёта расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях), а также внутриквартирной электропроводки, за исключением случаев устранения дефектов и неисправностей в жилых помещениях, которые появились вследствие неисправностей конструктивных элементов, инженерных систем не по их вине.