Что будет с валютой и зарплатами, в чём лучше хранить сбережения, стоит ли брать кредиты или делать вклады и ждут ли нас пустые полки в магазинах — такие вопросы мы задали старшему финансовому аналитику «Альпари Евразия» Вадиму ИОСУБУ.
С начала событий на Украине доллар вырос с 2,6 до 3,9 рубля, а евро — с 3,8 до 4,2. Стремительный рост курса основных валют продолжится. При этом предсказать, каким он будет хотя бы к концу недели, почти нереально.
— На прошлой неделе Евросоюз запретил поставлять в Беларусь наличные евро. Если раньше наши банки регулярно привозили их в страну, чтобы продавать в обменниках, а также, чтобы вкладчики могли забрать свои вклады наличными, то теперь этого не будет. Вскоре белорусы забудут, как выглядят евро, — признаётся эксперт.
По его словам, в самом ближайшем будущем США запретят завозить в нашу страну доллары. К слову, обе валюты уже нельзя ввозить в Россию.
Эксперт советует на сбережения купить валюту. Правда, стоит понимать, что найти доллары или евро сейчас непросто.
— Не стоит сломя голову бежать в обменники и тратить всю получку на покупку валюты. Отложите деньги на еду, товары первой необходимости, лекарства и оплату услуг ЖКХ. При этом обычные белорусы уже ограничены в такой возможности — поступают новости, что зачастую в обменниках валюты нет, — отмечает экономист.
Но закупать бытовую технику, считает Вадим Иосуб, бессмысленно: в условиях ограниченного импорта с полок магазинов могут исчезнуть элементарные продукты питания, так что лучше лишние деньги конвертировать в валюту, чтобы в будущем было на что купить поесть.
В последнее время многие банки повысили ставки по вкладам. Например, максимальная ставка по вкладам в белорусских рублях — 22 % годовых, в валюте — 7 %. Несмотря на это, оставлять вклады в банках эксперт не рекомендует: из-за роста курса валют на рублёвых вкладах все дивиденды «сгорят», а валютный депозит могут вовсе не вернуть.
— С 9 марта российский Центробанк приостановил продажу населению валюты, а также ввёл ограничения на снятие валюты со счетов. Снимать можно не более 10 тысяч долларов, остальное — в рублях. Уверен, что подобные меры появятся и у нас. Так что хорошо подумайте, прежде чем нести деньги в банк, — предостерегает экономист.
Он также против того, чтобы брать кредиты, и советует максимально избегать новых долгов. Теперь нужно думать, как санкции повлияют на нашу жизнь: сохранится ли работа, как изменится зарплата, что можно будет на неё купить.
Средняя зарплата белорусов будет уменьшаться, считает эксперт. Как сильно — зависит от конкретной отрасли или предприятия, насколько оно завязано на импорт, успело ли завезти импортное сырьё или оборудование.
— Мне сложно представить, какое предприятие сможет при нынешних условиях увеличивать зарплаты. Допускаю, что получки будут расти только у бюджетников, но не сильно, и вся прибавка будет «съедаться» неизбежным ростом цен, — поясняет эксперт.
В России крупные торговые сети ввели ограничения на покупку некоторых популярных продуктов. Например, один человек может купить не более 10 килограммов муки, не более 10 пачек макарон или сахара. Там это объясняют не дефицитом, а необходимостью обеспечить социально значимыми товарами максимальное количество покупателей. В Беларуси таких ограничений нет. Но это пока, уверен экономист:
— Подобные ограничительные меры на покупку товаров в одни руки появятся и у нас. Многие сферы, типа «молочки» или производства хлеба, мы восполняем сами. Но чтобы вырастить отечественную пшеницу, потребуются иностранные удобрения. Чтобы корова давала молоко, ей нужны иностранные ветпрепараты. Для белорусской одежды нужны импортные красители и оборудование. Поэтому постепенно мы лишимся привозных товаров, а потом и белорусских, для производства которых нужны импортные составляющие.