Небольшая улица Кирова и несколько домов на ней таят в себе десятки человеческих судеб. Каждый дом и каждый дворик здесь имеет свою историю. Несмотря на то, что улица Кирова — самый центр города, тут нет элитных особняков, а местные жители — самые обычные гродненцы.
В двух-, трёхэтажных домах — паровое отопление, крутые деревянные лестницы с узенькими ступеньками, которые упираются в дверь подъезда или квартиры, а на лестничных площадках — склады всякого хлама.
Улица Кирова — одна из старейших в нашем городе. Протяжённость её всего 670 метров, здесь находится около 40 зданий. Многие из них арендуют под офисы. Улицу Кирова и горожане, и туристы часто ассоциируют с гродненской тюрьмой, которая расположена в самом её начале. Но есть тут и городское ЖКХ, которое отвечает за коммунальное хозяйство всего города, и музыкальная школа № 1, и первый в городе стриптиз-клуб…
Жилых домов на улице Кирова немного. В одном из них, № 31, с мая прошлого года снимает квартиру гродненский художник, ландшафтный дизайнер Егор Коткин. Здесь у него творческая мастерская. В месяц зимой аренда с коммуналкой выходит ни много ни мало 200 рублей.
— Эта квартира пустовала двадцать лет. До этого здесь была мастерская гродненского художника Алексея Богустова. Пришлось сломать стены, потому что тут была такая каморка. Два грузовика мусора вывез. А здесь будут стеллажи, но нужно сначала доделать санузел, — говорит Егор и показывает небольшое помещение прямо у двери, не то туалет, не то прихожую, не то ещё одну комнату, заставленную коробками.
Несмотря на то, что дому уже более 100 лет, в квартире ещё сохранились фундаменты от старинных печей. Из старых окон свищет, зато вид чудесный — на улицу Карла Маркса и Бригитский костёл.
— Мне здесь хорошо: очень много света, я выше, поэтому ко мне никто не смотрит в окна, здесь классные закаты и тихо. Сверху — большой чердак, там храню мольберты, выращиваю инжир и розмарин, — рассказывает Егор.
Художник рисует в абстрактном символизме, шутит, что «каки-маляки сейчас очень востребованы». Его картины можно увидеть на выставках в Беларуси, Латвии, некоторые работы уехали в Нью-Йорк и Ирландию.
— Абстрактный символизм — это когда что-то упрощают до символов. Но эти работы не для нашего зрителя, это больше европейское, американское направление. Недавно столкнулся с теорией, что абстракционизм процветает в демократических странах. Вспомните: гитлеровцы пришли и вытеснили всех современных художников, оставили только реалистов. То же было и с большевизмом.
Егор признаётся, что сначала рисует, а потом придумывает название своей работе. На его картинах — птица Феникс, таёжный лес, заливной луг ночью, базилика собора Сакре-Кёр в Париже на холме Монмартр, Богородица, которую художник нарисовал под впечатлением от стихотворения Лермонтова «Молитва».
В этом же доме всю свою жизнь живёт пенсионерка Татьяна Алексеевна. Женщина рассказала, что в этом доме очень давно жил священник, после — сотрудники МГБ (теперь КГБ), а в соседнем — обслуживающий тюрьму персонал. Они получили квартиры и съехали. После ремонта в 1961 году этажом ниже поселился профессор.
— Там, где садик, был каретный двор. В детстве искали там клады, но так ничего и не нашли. А в нашем доме монеты находили дважды. В соседней квартире сначала во встроенном шкафу, а второй раз мастера в печке обнаружили два мешочка. Мама рассказывала, что соседку отправили за пивом, а из мешочков высыпали и ушли. Только в одном оставили две или три монетки, — вспоминает Татьяна Алексеевна.
Рядом с домом сохранилась мощная кирпичная стена. Раньше, говорит женщина, там стояли сараи. Посреди каменного двора был большой щит, его открывали и бросали туда мусор. Когда проводили паровое отопление, эту яму почистили и нашли там огромный круг пять метров в диаметре и высотой около метра. От этого круга в разные стороны шли ответвления из кирпича, настолько хорошо сложенного, что там не было и трещинки. Потом всё закопали.
— Один мой сосед, его уже нет в живых, говорил, что с нашего двора можно было уйти на ту сторону Немана, — продолжает пенсионерка.
К шуму транспорта местные жители уже привыкли и шутят:
— Когда первые троллейбусы пустили, в 5:20 мы уже не спали. Сейчас, когда перекрывают движение, просыпаешься оттого, что очень тихо.
Соседний дом на Кирова, 39 — тоже жилой, на несколько квартир. Со слов жильцов, раньше дом был частный. Жил здесь на первом этаже сапожник, а сверху селились квартиранты и рабочие.
В одной из квартир с 1974 года живёт семья. По крутой высокой лестнице, которая начинается сразу же за дверью с домофоном, поднимаемся на второй этаж. Местные говорят, что с неё не раз «падали» и лбом врезались прямо в домофон.
Дверь в квартиру (сразу и не поймёшь, что это какой-то вход) открыл глава семейства Николай. Мужчина работал на табачной фабрике, а жильё получил здесь благодаря… Брежневу.
— Я ему два раза писал, и мне выделили эту квартиру. Дали, а всё равно за неё плачу. И ещё двадцать пять лет буду платить за приватизацию, если доживу, — шутит мужчина. — Квартира небольшая, зато потолки высокие — аж 3,90 метра!
В доме № 35 такой же бардак, только на стенах ещё многочисленные рисунки. Местный «граффитист» разрисовал. В другой квартире живёт семья из Казахстана.
— Все свои двадцать лет тут живу. Двора своего нет, так что ходил в соседние, на Павловского, — рассказал парень, жилец одной из квартир в доме.
Единственное, что мешает местным жителям, так это кафе и пиццерии, что на Молодёжной улице.
— После ремонта там сделали площадку, и теперь каждые субботу и воскресенье — беспокойные дни. Обращалась в разные инстанции, но реакции никакой, — сетует Татьяна Алексеевна.
Но жильцам из дома, который находится сразу за гостиницей и кафе, такое соседство, наоборот, только в радость.
— Тут раньше были огороды, и сюда все в туалет ходили. Теперь у нас уютный дворик, муж сделал живую изгородь из шиповника. Гостиница остановку закрыла, а из кафе можно музыку послушать. А не хочется — окна закрыл, и всё, — говорит местная жительница Галина Васильевна. — Была одна свадьба, так шоу показывали и нам разрешили посмотреть.
Рядом с домом — небольшая клумба, тут пенсионерка выращивает мальвы и трёхметровые канны. Несколько лет назад во дворе прорвало теплотрассу. Когда работы закончили, положили новый асфальт.
В соседней квартире живёт учительница. Её сын — мастер на все руки, вокруг дома поставил красивый забор.
— У нас тихо, спокойно. Теперь и круглосуточный магазин открыли — рукой подать. Жалко «Горячий хлеб» убрали, там можно было всё купить — и хлеб, и молоко, и крупу, — заключила пенсионерка.
Как следует из книги «Бiяграфiя гарадзенскiх вулiц», улица Кирова сформировалась ещё в XV веке и впервые упоминается в земельном измерении Гродно в 1561 году как Мирсницкая улица. В конце XVII века она называлась Резницкой. С середины века часть её занимают иезуиты. В 1783 году она снова обозначена как Мирсницкая, правда до 1860 года, когда была переименована в Полицейскую, а потом опять в Резницкую. Улица сильно пострадала после пожара в 1885 году. В 1924 году названа в честь первого послевоенного президента Гродно Эдварда Листовского. В 1940-е годы название изменено на улицу Кирова.
Основное здание, сохранившееся до наших дней, относится к концу XIX — началу XX века. На улице частично размещается комплекс иезуитского коллегиума и старых зданий губернской тюрьмы. До недавнего времени на исторических постройках было много ценных архитектурных деталей.
Если вам есть что рассказать о вашем доме, дворе или районе, звоните в редакцию, и мы обязательно к вам приедем. Пускай о вас узнают все!
Звоните нам по телефонам: 65-15-01, 62-15-03, 8-029-141-47-77, 8-033-304-50-45.
Фото Евгения ЛЕБЕДЯ