Очереди на границе, назад в девяностые, жизнь во время войны и почему на улицах нельзя целоваться — журналист «Вечернего Гродно» встретил Новый год на Украине и вернулся с противоречивыми впечатлениями.
Утомляет каждый год бегать по магазинам, нарезать салаты и сидеть за столом. Хотелось сбежать от суеты и сменить обстановку хоть раз за несколько лет. Правда, из-за коронавируса и закрытых границ выбор невелик: либо Москва и Петербург на поезде, либо Киев и Львов на автобусе. В битве предпочтений победил Львов, но найти тур с выездом из Гродно не удалось. Едем в Минск. Первый за два года выезд за границу — словно свежий ветер, словно романтический поцелуй после долгого карантина.
Желающих встретить Новый год во Львове белорусов оказалось много. Столичные турфирмы, казалось, стянули туда все свободные автобусы.
— Быстрее, быстрее, — всю дорогу подгонял туристов наш сопровождающий Ярослав. Он понимал, что важно как можно быстрее приехать на границу 30 декабря.
К пункту пропуска «Мокраны — Доманово» наш автобус подъехал восьмым. Через час на выезд из Беларуси собралось больше тридцати автобусов!
Забегая вперёд, скажем, что последний автобус приехал во Львов в шесть вечера 31 декабря. Люди простояли в очереди около семнадцати часов!
Нам повезло больше — «лишь» шесть часов ушло на прохождение белорусско-украинской границы.
Мы привыкли к международным погранпереходам вроде «Привалки» и «Брузгов», поэтому украинская граница — пример того, как выглядит пункт пропуска, когда в его реконструкцию не вкладываются европейские деньги.
Настоящее возвращение в девяностые: нет туалетов, темно, плохие дороги и кривой деревянный шлагбаум… Из современного — красные огни Duty Free.
На Украину пускают с отрицательным ПЦР-тестом, но на границе всё равно собирают по 15 долларов с человека и требуют медстраховку от ковида. Не платят те, у кого сертификат с китайской вакциной. «Спутник» не подходит, доставай кошелёк.
Львов любят за его исторический центр, «брукованку» на улочках. Здесь есть что-то похожее на Вену, Прагу и Вильнюс.
Но стоит выехать из центра в спальные районы, то снова возвращаешься в девяностые: советские отели со стёртым паркетом и мрачные многоэтажки.
Львовом можно восхищаться, если не выезжаешь из его центра. Соскучились по Европе, но не можете туда поехать? Вам во Львов.
Отличительная фишка города — многочисленные заведения с необычной подачей блюд. Вам могут принести закатанную крышкой пол-литровую банку пива или угостить вкусными драниками в «антимоскальской» «Криивке».
Вообще, на Новый год в центре было две очереди: первая в заведения, где продают известную вишнёвую настойку, вторая — на вход в «реберню», где столовые приборы рисуют маркером на столе, а на шею вешают фартук, чтобы посетитель не испачкался сочными рёбрышками.
Каждое заведение пытается удивить и привлечь внимание прохожих. Возле кофейни стоит перечёркнутый знак «место поцелуев» с надписью — «Цьомки пiсля карантину».
Праздник не давал забыть, что Украина находится в стадии военного конфликта, несмотря на то что до Донбасса больше тысячи километров. Это чувствуется в храмах города. Во львовской базилике есть плакаты с портретами погибших солдат, лежат «приветы» с войны: осколки снарядов и гильзы.
Когда понимаешь, что страна едва ли не ежедневно теряет молодых людей, праздничное настроение улетучивается…
Европейские города невозможно представить без рождественской ярмарки. Во Львове торговые ряды разместили в нескольких местах. Ремесленников и торговцев можно было встретить возле арсенала и вокруг ратуши. Главная аллея растянулась возле Театра оперы и балета. Здесь даже в новогоднюю ночь можно было купить сувениры и плотно покушать. Тарелка картошки и огромная сосиска обошлись в 10 рублей. Магниты стоят от 5 до 8 рублей, бутылка воды — 2 рубля.
В новогоднюю ночь в центре Львова яблоку негде было упасть. Люди заполнили всю площадь перед «оперой» и соседние улицы, гуляли по ярмарке и фотографировались возле главной ёлки города. Полиция освободила центр от автомобилей, перекрыла улицы, но не огораживала площадь турникетами и не проверяла людей.
Здесь не было сцены и часов, а на последней минуте 2021 в толпе начали самостоятельный отсчёт секунд. Ровно в полночь с площади в небо взлетел фейерверк. Вот и вся праздничная программа. Люди развлекали сами себя: открывали шампанское, зажигали бенгальские огни. Полиция никого не прогоняла и давала туристам и жителям города отметить Новый год.
— Мы уложили детей спать, а сами пришли сюда, — рассказывает молодой львовянин, наливая жене стаканчик шампанского.
А поцелуи будут после карантина…