Будут ли поездки в общественном транспорте и маршрутках безопаснее и когда пешеходы перестанут бросаться под колёса — эти и другие проблемы власти обсудили с перевозчиками на прошлой неделе.
В актовом зале собралось несколько десятков перевозчиков, представители областного и городского исполкомов, оператора пассажирских перевозок, ГАИ, филиала Транспортной инспекции по Гродненской области. Претензии, оказалось, есть у всех сторон.
Перевозчики жалуются на пешеходов, которые внезапно появляются на переходах, особенно на нерегулируемых. Они считают, что водителей наказывают за непропуск пешеходов часто необоснованно.
— Я уже подъезжаю к переходу, а пешеход выскакивает на дорогу, не убедившись в безопасности. Вроде и не помешал ему, но штраф уже получил, — привёл пример один из водителей.
Старший инспектор по особым поручениям УГАИ УВД облисполкома Вячеслав Сечко, пояснил, что ПДД заточены под пешеходов, поэтому ответственность почти всегда несёт водитель.
— Инспекторы наказывают за отсутствие фликеров на одежде на загородных трассах в тёмное время суток, переход в неположенном месте или нахождение в пьяном виде. Теперь и во многих учётных ДТП (то есть с пострадавшими) признаётся вина пешехода. Но если наезд совершен на переходе, в основном виноват водитель, — добавил Вячеслав Сечко.
Один из наболевших вопросов — нарушения ПДД водителями пассажирского транспорта. Если в городе чаще всего это наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств, то на загородных трассах — превышение скорости и нарушение правил обгона.
Работу своих бывших коллег критикует и нынешний директор ГП «Оператор пассажирских перевозок» Владимир Назарко. Он не согласен с официальной статистикой, по его мнению, она не отражает реальной картины:
— Я езжу по городу, в том числе и на общественном транспорте, и вижу, как постоянно нарушают ПДД в одних и тех же местах: перекрёсток Брикеля — Лиможа, ж/д вокзал, автовокзал. Сколько таких ситуаций, когда человек получил травму, но не обращается за медицинской помощью. А это ДТП считается неучётным и в статистику не попадает. В ближайшее время направлю в ГАИ информацию о системных нарушениях в ключевых пассажирообразующих местах.
О проблемных местах в городе в ГАИ знают и постоянно их контролируют.
Перевозчики спрашивают, что делать с пассажирами, которые не пристёгиваются. Любая проверка — виноват водитель.
— В машине даже есть наклейки, напоминающие, что нужно пристёгиваться, но люди во время поездки ремень снимают, — возмутился один из присутствующих.
Если это происходит в такси, то ГАИ, скорее всего, накажет водителя, а в маршрутке, где едет 20 человек и проследить за всеми невозможно, — непристёгнутого пассажира.
— Вообще, по ПДД, водитель не может начинать движение, пока не убедится, что все пассажиры пристёгнуты, — напомнил представитель Госавтоинспекции.
Город маленький, остановочные пункты в основном короткие, большим автобусам и троллейбусам сложно припарковаться. Пассажиры вынуждены выходить на проезжую часть, что небезопасно. Такие жалобы часто поступают в горисполком и Оператору. Как тогда делить карман?
Единственный вариант — фиксировать нарушения, записывать регистрационные номера и обращаться в ГАИ. Причём неважно, стоит ещё маршрутчик или уже уехал. По каждому обращению ведётся работа.
Вместе с тем, по Правилам перевозки пассажиров, водитель общественного транспорта обязан останавливаться в начале остановочного кармана.
Кроме неудобных остановок, проблема и в дорожной инфраструктуре. Так, например, много лет обещают построить разворотную площадку в Ольшанке, но её до сих пор нет.
У перевозчиков есть вопросы и к организации движения, в частности — на железнодорожном вокзале. На выезде со стоянки, где паркуются такси и маршрутки, висит «кирпич». Выезжать неудобно, поэтому многие сознательно нарушают ПДД, проезжая под запрещённый знак. Только теперь инспекторы активно таких штрафуют.
— Мы лет тридцать ездим к магазину «Спутник», делаем правый поворот, выезжаем на перекрёсток, разворачиваемся и едем на автовокзал. И 30 лет ГАИ не применяла к нам санкции. Если нас так приучили, может, стоит пойти навстречу, узаконить правый поворот хотя бы для общественного транспорта и маршруток? — предложил перевозчик Игорь Эдуардович.
Вместе с тем в ГАИ говорят о том, что такой манёвр разрешён, если ж/д вокзал заложен в схему маршрута перевозчика.
Сегодня, по данным оператора, около 20–30 процентов перевозчиков ездят в одно и то же время по тем же маршрутам под видом нерегулярных перевозок.
— За городом часто отклоняются от маршрута, не хотят ехать пустыми, но нужно уважать людей, которые стоят на остановке и вас ждут, — говорит замдиректора ГП «Оператор пассажирских перевозок» Юрий Никифоренко.
По его мнению, надо разработать единые правила для всех перевозчиков. Сейчас этого нет. Из-за пандемии снизился пассажиропоток, поэтому нужно минимизировать неоправданные расходы.
У перевозчиков свои претензии к оператору.
— Пассажиропоток в этом году упал на 30–40 процентов. Миграция населения, подорожание топлива, запчастей и колёс. В этой ситуации достигать рентабельности сложно. Оператор нам не идёт навстречу, наши письма не рассматриваются, конкурсы не проводятся. Новый договор, который предлагает оператор, — это драконовские нормы. Мы стараемся честно работать, покупаем дорогую технику, платим налоги, рискуем, а вы нам ставите палки в колёса, — объясняет перевозчик Игорь Эдуардович. — Сотрудники оператора проводят рейды, но останавливают только те маршрутки, которые пользуются диспетчерской под торговой маркой «Атлас». При этом машину задерживают на середине маршрута на 30 минут.
По словам директора ГП «Оператор пассажирских перевозок» Владимира Назарко, никакого избирательного подхода нет, а все мероприятия направлены на выполнение законодательства:
— Мы будем идти навстречу, но нужно ездить и жить в рамках закона.
По данным ГАИ Гродно, на дорогах области в этом году произошло 15 ДТП с автобусами (в 2020 году — 14 ДТП), из них 13 — в Гродно. В них два человека погибло (в 2020-м — один) и 17 человек получили различные травмы (в 2020-м — 15). При этом треть аварий произошла по вине водителей автобусов.