Усидчивый и любознательный
Шимон Шкоп родился в 1860 году в белорусском местечке Торц в семье уважаемого раввина, что не могло не повлиять на мировоззрение будущего организатора религиозного образования.
С юного возраста Шимон отличался от сверстников необычайной усидчивостью и тягой к постижению всего нового и неизведанного. С годами любопытство Шимона росло, а его вопросы становились всё сложнее для понимания в обыденном окружении, поэтому было решено отправить юношу на обучение в иешиву, находящуюся в Мире, а потом и в Воложинскую иешиву.
Шимон Шкоп так ответственно и вдумчиво подходил к изучению священных писаний, что порой на прочтение одного листа Талмуда ему едва хватало восемнадцати часов. В возрасте двадцати четырёх лет он стал одним из ведущих преподавателей в иешиве Тельшяй.
Благодаря оригинальной подаче и глубине мыслей Шимон Шкоп привлёк в 1890-х годах рекордное количество учеников. Вопреки квоте и ограничениям при приёме число студентов достигло четырёхсот, а иешива Телза в Гродно приобрела статус одного из мировых центров изучения Торы. Среди ближайших учеников Шимона в этот период были такие выдающиеся знатоки Торы, как Цви-Песах Франк, Эльханан-Буним Вассерман, Элияу Душницер, Элиэзер-Йеуда Финкель и Йосеф-Шломо Каханман. Все они стали духовными лидерами следующего поколения.
В 1903–1907 годах Шимон был раввином города Молетай в Литве, где основал иешиву и приобрёл известность как общественный деятель. В 1907 году занял пост главного раввина города Брянска, и часть прежних учеников переехала вместе с ним.
Перенёс операцию без анестезии
Рабби много занимался общественной деятельностью, принимал участие в съездах раввинов России и в течение многих лет был членом Совета мудрецов Торы, руководящего органа партии Агуддат Исраэль. В 1920 году Шимон Шкоп возглавил крупную иешиву Шаар атора (Врата Торы) в Гродно.
Его вера была очень глубока. Когда он должен был пройти опасную операцию в одной из варшавских клиник, врачи, принимая во внимание состояние его сердца, опасались делать наркоз. Шимон сказал, что в нём нет необходимости — он может «обезболить» себя, сконцентрировавшись на талмудической проблеме, которая его сейчас занимает.
Пациента привязали к операционному столу, чтобы он не мог шевельнуться, и провели операцию в состоянии бодрствования подопечного. На вопрос, не было ли ему больно, заданный после крайне мучительного испытания, Шимон ответил: «Слава Богу, нет. И хотя новых открытий мне не удалось сделать, я ещё раз проверил свою аргументацию, приведённую в некоторых фрагментах книги Шаарей йошер».
Педагогический талант Шкопа привлекал учеников из далёких мест, которые стремились постигать знания именно у него. Он обладал редким талантом в преподавательском деле, особой манерой речи. Студенты отмечали, что занятия с раввином проходят интересно. Каждый урок превращался в увлекательную битву концепций и интеллектов.
О том, каким исключительным педагогом был Шимон Шкоп, свидетельствует число учеников, которые готовы были последовать за рабби. Его наследие переиздают и изучают до сих пор.
Больше не значит лучше
Авторитет, созданный годами упорного труда, позволил Шимону к середине 1920-х годов превратить иешиву в Гродно в один из мировых центров изучения Торы.
Его подход к изучению Талмуда был настолько свежим и самобытным, что у учеников создавалось ощущение, будто они удостоились присутствовать при самом даровании Торы с горы Синай. При помощи могучего интеллекта Шимон заново проверял все основные принципы — как будто бы не было ничего устоявшегося и априорно известного. В завершение урока он обычно пропускал свои выводы через призму «здравого смысла»: например, если речь шла о законах купли-продажи, стремился уяснить себе «точку зрения типичного продавца» и «точку зрения типичного покупателя».
Высказывания раввина вызывали бурные дискуссии, сразу же находились многочисленные оппоненты, пытавшиеся опровергнуть ту или иную теорию. Создавалось впечатление, что каждая обсуждаемая на уроке талмудическая проблема становилась для учеников вопросом жизни и смерти и лишь сам наставник оставался совершенно спокойным и умиротворённым.
Когда рабби Шимона спрашивали, не лучше ли осваивать больший объём материала, чем растрачивать столько времени на глубокое понимание одной проблемы, он отвечал: «Нормальные родители предпочитают, чтобы у них родилось три здоровых ребёнка, а не десять уродов».
На протяжении всей жизни Шимон Шкоп занимался педагогической, общественной и исследовательской деятельностью. Будучи человеком с большим сердцем и чистыми помыслами, он притягивал к себе преданных воспитанников, которые в благодарность за доброту и бескорыстие раввина следовали за ним и его идеями.