Дворы без автомобилей, достопримечательности и… Ленин — как живет городской посёлок Россь. Неделю назад мы публиковали репортаж с аэродрома, а на этот раз мы рассказываем, как в провинции строили уникальные дома, как в Европе.
В Росси живёт около четырёх с половиной тысячи человек. Местные ездят на работу в Волковыск или на цементный завод в Красносельский — в нескольких километрах неподалёку. Из некоторых точек просматриваются на горизонте покрытые известью трубы промышленного гиганта.
Крупным предприятием является племзавод «Россь». Хозяйство занимает площадь более десяти тысяч гектаров, выращивает картофель, свёклу, пшеницу, кукурузу, ячмень, овёс и другие культуры. Те, кто едет со стороны Волпы, увидит огромные сады, где ежегодно собирают урожай яблок, слив, смородины и земляники. Кроме этого племзавод занимается переработкой мяса и молока, держит несколько ферм и даже выпускает тушёнку, сыр и молоко.
Племзавод, цементный и ЖКХ — в основном там заняты жители Росси. Населённый пункт небольшой — на машине объедешь за несколько минут. Бросаются в глаза костёл Святой Троицы и отбивающие солнечный свет купола Троицкой церкви в центре местечка. На окраине, в густой траве старого парка Потоцких, заметили бюст Ленина. На берегу одноимённой речки сохранилось здание мельницы. Вот и все достопримечательности.
Но Россь — это всё-таки военное прошлое. Городок на весь СССР был известен аэродромом, который появился ещё до войны. Огромная территория, взлётно-посадочная полоса, десятки боевых самолётов, ангары, здания командных пунктов. Отсюда вылетали на защиту западных границ страны.
История воздушного плацдарма в Росси похожа на судьбу аэродрома в Щучине: расцвет в советское время и упадок в девяностых. Правда, Росси повезло больше. Окончательно военные оставили части в начале 2010-х годов.
Мы много раз были в Щучине, где в сооружения и землю аэродрома с десяток лет пытаются вдохнуть новую жизнь. Некоторые ангары отдали в аренду, вдоль взлётно-посадочной полосы установили солнечные батареи, проводят фестивали с показательными полётами и мечтают приспособить аэродром для малой авиации.
Россичи пока не придумали, как использовать наследство прошлого. Ничего не осталось от взлётно-посадочной полосы. Зато многое другое сохранилось неплохо, нет гор мусора и битого стекла под ногами. Аэродром находится на балансе ЖКХ и благодаря этому удалось избежать мародёрства. Здания опечатаны, закрыты на замки, стёкла целы.
Несколько лет назад в микрорайоне Грандичи начали строить многоэтажки без парковок во дворах, чтобы автомобили оставлять вне их, на стоянках. Казалось, что Гродно в этом отношении впереди планеты всей, но в Росси такие дома существуют почти тридцать лет.
В девяностых около десятка трёх- и четырёхэтажных домов построили по немецким проектам. Улицы 8 Марта, Западная и Солнечная никак не похожи на типичную белорусскую застройку. Это настоящий кусочек Европы в городском посёлке. Парковки вынесены за пределы дворов или находятся между домами. Внутри п-образных двориков умещаются детские площадки. К подъездам есть доступ только для транспорта экстренных служб.
Свободное место занято не машинами, а цветами и деревьями. Вокруг чисто, гуляют мамы с колясками.
В этих домах живут военные пенсионеры или их дети. Кто-то ушёл на пенсию прямо с аэродрома, кто-то после его закрытия дослуживал в Лиде и вернулся в Россь. Жители говорят, что практически все квартиры заселены, хотя молодёжи в городке осталось мало.
Рядом находятся школа, детский сад и стадион. Детям не нужно пересекать ни одной дороги, чтобы добраться до учёбы. К микрорайону примыкает торговый центр «Альтенбург».
О богатом военном прошлом напоминает Су-24, установленный на Западной улице. Нос самолёта указывает как раз на запад, словно пройдёт мгновение, и бомбардировщик сдвинется с постамента и возьмёт курс в небо…
Уважаемые читатели! Если вы или кто-то из ваших родственников или знакомых служил на аэродроме в Росси, пожалуйста, напишите нам на почту vechgr@gmail.com