С 10 октября предприниматели-рыночники должны были иметь кассовые аппараты. Но за несколько дней до часа «Икс» правило отменили, его исполнение перенесли на февраль следующего года. Однако ипэшникам легче не стало — на горизонте появились новые проблемы. В ситуации разбирался журналист «Вечернего Гродно». Он побывал на Южном рынке и узнал, чем обеспокоены предприниматели.
Постановление Совмина и Нацбанка № 203/4 о том, что торговцы одеждой, обувью и прочими непродовольственными товарами на рынках обязаны с октября установить кассовые аппараты, предприниматели восприняли скептически. Во-первых, цены на аппараты начинаются от 100 рублей, да к тому же каждый месяц нужно платить 30–50 рублей за обслуживание. Во-вторых, техника сбоит на улице при минусовой температуре и подпитывается от электросети, тогда как оснащённых розетками павильонов на Южном немного.
Однако 7 октября в Министерстве по налогам и сборам заявили, что введение кассовых аппаратов откладывается до 1 февраля 2022 года. Правда, это касается только тех, кто до 20 октября заключит договор с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» на подключение и обслуживание в системе контроля кассового оборудования.
Перенос в ведомстве объяснили тем, что подключить нужно много ИП и организаций, «напряжённостью» в среде предпринимателей и неблагополучной эпидемической ситуацией в стране.
…В морозное и солнечное утро воскресенья на Южном рынке царила привычная атмосфера. Из маршруток вываливали толпы покупателей, на парковке оживлённо сигналили автомобилисты в борьбе за свободное место, бодрый женский голос из динамика зазывал прийти за дешёвыми джинсами. Бросилось в глаза непривычно большое количество объявлений о скидках и распродажах. Некоторые предприниматели планировали уйти в отпуск с 10 октября и заранее хотели продать товар. Когда узнали о переносе сроков установки кассовых аппаратов, планы поменяли и вышли работать.
Как выяснилось, большинство заключили договор с Информационно-издательским центром (он в Гродно находится на Академической улице), но с кассовыми аппаратами ещё не работали. Говорят, в последние дни выстраивались очереди по 400 человек из желающих подключиться.
Тем не менее 10 октября несколько ипэшников имели работающие кассы. Одной из первых на Южном обзавелась аппаратом предпринимательница Наталья. Подготовилась ещё две недели назад. За кассу отдала 189 рублей, 7 рублей заплатила за установку. За обслуживание ежемесячно надо платить 22 рубля. Вдобавок 30 рублей положила на расчётный счёт в банке, чтобы баланс был положительным.
— У меня в павильоне подведён свет, кассу можно подзаряжать от розетки. Тем, у кого света нет, будет труднее: надо менять батарею. Зарядки хватает на четыре часа, 90 процентов заряда съедает СКНО*. Если температура ниже восьми градусов, пользоваться нельзя и нужно предупреждать мастера, что касса не будет работать. В мороз будем выписывать старые добрые квитанции, — поясняет женщина.
По размерам аппарат небольшой, и на ночь она его забирает домой.
Её соседка Ирина применяет электронную кассу. Суть проста — на личный смартфон устанавливается приложение, через которое выполняются платежи. Достаточно знать специальный ключ для доступа. Чеки печатает небольшой принтер, помещающийся в кармане куртки.
— Со всеми отчислениями «система» обошлась в 160 рублей, при этом касса стоила 120 рублей. Можно пользоваться при условиях до минус десяти. Сегодня первый день с ней работаем, и никаких проблем. Двадцать первый век на дворе — управляться с кассой не так уж сложно, — отмечает предпринимательница.
Вопрос с кассами решился, но предприниматели отмечают, что это далеко не самое важное. Больше обеспокоенности вызывает тема «безнала». Напомним, что с 9 июля, чтобы купить товар за границей (даже в России), ипэшники должны платить безналичным способом.
— Это надо ехать, скажем, в Москву, искать товар с документами, ждать, пока тебе выпишут счёт-фактуру, возвращаться в Беларусь для оплаты. Затем ехать обратно за оплаченным товаром. Причём поставщики с белорусами не хотят работать, потому что мы берём маленькие партии. Сейчас торгуем вещами с прошлых привозов. Когда будут новые и будут ли вообще, мы не знаем, — говорит предприниматель Иван.
Рыночники отмечают, что работать с каждым днём всё сложнее. Некоторые три месяца не могут закупить товар. Как итог — закрытие бизнеса.
— Когда ходили по рынку, обратили внимание на объявления о распродажах? Это не только из-за касс. Многие хотят быстрее распродаться, чтобы навсегда уйти с рынка, — пояснил предприниматель Андрей.
* Электронное устройство контроля налоговых органов