Как заинтересовать ребёнка учёбой, чем процесс отличается от школьного и почему репетитор — чуть-чуть психолог, рассказывает соучредитель образовательного центра «100 баллов — Гродно» Марина Лазарчик.
Нет отбора учащихся
Наш центр принимает всех учеников. И естественно, что у каждого абсолютно разный уровень знаний, который определяется тестом. Наши педагоги, несмотря на занятия в группе, работают с ребятами индивидуально, стараясь поднять уровень знаний каждого. Со временем учащиеся начинают понимать школьные предметы, решать сложные задачи. Как результат, у детей появляется интерес учиться. Для нас это главное.
У нас много мотивированных учеников: они хотят заниматься, поступить в хороший вуз. Но иногда приходят абсолютно немотивированные. Можно провести аналогию с доктором: он не выбирает, кого лечить. Но когда у тяжелобольного есть улучшения — это радость. Так и с учителем: приходит к нему ребёнок, воспринимающий учёбу как нечто навязанное родителями, и вдруг на каком-то этапе у него появляется интерес и стимул — это точно такая же большая радость.
Чем образовательный центр отличается от школы? Сложилось мнение, что все должны быть отличниками. Давайте подумаем: кто такой отличник по школьным меркам? Тот, кто практически не делает ошибок или не допускает их вовсе. А двоечник — тот, кто ошибается много. В нашем центре нет такого подхода: ребёнок должен быть отличником любой ценой, иметь знания в какой-то сфере, хорошо применять их в жизни.
Отличные отметки и знания — разные вещи. Это мы всегда стараемся транслировать: важно становиться человеком знающим! А когда ты становишься успешным и уверенным, легко идти дальше.
Общение — это магия
Согласитесь: каждый школьный предмет у нас ассоциируется с педагогом, который его вёл. Самое главное в работе учителя и ученика — это процесс общения, особенно на начальном этапе. Как только происходит контакт, дальше дело техники. Если между педагогом и учеником «молнии» не произошло, то тяжело достичь высоких результатов. Это магия, наверное, но это важно. Если ученик приходит с баллом репетиционного тестирования 17, а сдаёт в итоге на 65, — он сделал колоссальный шаг.
Групповые занятия стимулируют
Групповые занятия в нашем центре стимулируют. Ребята смотрят на сверстников и взрослеют в среде, в которую они попадают. И если работают в группе с мотивированными учениками, начинают тянуться.
Когда ребёнок видит сверстника, видит, сколько он работает, как выражает мысли, какие у него устремления, он проецирует на себя и начинает тянуться.
Хоть занятия и групповые, в нашем центре учащиеся общаются напрямую с учителем, говоря о своих пробелах. Все ребята работают со своими темами и в своём темпе, каждый стремится обогнать соседа и показать лучший результат. Группы, кстати, небольшие (до 8 человек). Почему в центре дети начинают учиться? Потому что здесь все считают это нормой.
Без отметок
У нас нет отметок, есть только контакт с родителями в личном кабинете ученика. Это позволяет узнать, сделал или нет ребёнок домашнее задание, проконтролировать качество работы на занятии. Такого, чтобы ставить 8, 9 или 10, у нас нет.
Учёба как норма жизни
Проведём аналогию: мы занимаемся физкультурой, ходим в спортзал. Но на соревнованиях надо быть лучшим. Тогда нужен тренер, индивидуальная настройка и программа. Репетитор, как тренер, должен помочь найти сильные стороны и развить их. Два года назад, когда мы заканчивали занятия, я решила узнать у ребят, что в нашем центре особенного. Думала, что услышу о душевности и дружественности… Но все сказали: «Нацеленность результат!»
У нас нет «маркетинговой» мотивации: будешь учиться — будет пряник, будешь учиться — будешь крутым бизнесменом. Это не работает. Вы ходите на работу — это нормально. Мыть руки — это нормально. В обществе закреплено понимание, что ребёнок должен учиться. Когда мы начинаем дискутировать, надо или нет, а дети это слышат, тогда надо применять мотивацию.
Мы хвалим малыша, когда он учится ходить или складывать кубики. Но когда он переходит из начальной школы в среднюю, мы ищем мотивацию.
Но учиться — это норма. Даже на протяжении всей жизни!
Дети считывают всё очень быстро: если мы сами сомневаемся, они тоже начинают сомневаться в том, что это необходимо. Это дома могли удивляться: да ты учишься! Нет, здесь это обычное дело.
Оправдываем название «100 баллов»
В центре достаточно хорошие результаты каждый год — мы оправдываем своё название. Так, в этом году наша ученица сдала ЦТ по биологии на 100 баллов. Сотня — это абсолютный результат, это то, к чему хочется стремиться, но мы понимаем, что для получения 100 баллов должно сойтись всё: знания, психологическая готовность, благоприятные внешние обстоятельства. Результаты наших выпускников на ЦТ в этом году впечатляют: более 40 % всех учащихся получили итоговый балл от 80 и выше. Средний балл в центре по всем предметам — 76. Конечно, труд учителя и ученика сложно оценить в цифрах, но такими высокими результатами мы гордимся.
Новый учебный год: арт-терапия, шахматы и IT
В нашем центре в Гродно, в отличие от других городов, есть проект «Буквица, где проходят творческие занятия и даже арт-терапия. В проекте с каждым годом всё больше детей с особенностями развития, они находят себя в мастерской. В этом году мы организовали выставку детских работ, которую посетило большое количество жителей нашего города. Мы будем и дальше развивать этот проект.
Кроме обычных школьных предметов, по которым проходят подготовку ребята, в этом году у нас появится направление «Шахматы», возглавит которое один из самых известных в Гродно тренеров. Продолжим развивать робототехнику: впервые появится платформа TRIP, с помощью которой ребята будут учиться программированию.
УНП 591026316