Больше всего боялась не упасть
Участвовать в музыкальном проекте на телеканале «НТВ-Беларусь» предложили в центре социального обслуживания населения Ленинского района, где Галина Николаевна часто выступает.
— «Господи! — подумала тогда. — С одной стороны, приятно, что оказывают доверие. С другой — ой, страшно, мамочки, боюсь! Это же весь мир увидит!» Мне потом из Израиля, Америки звонили, писали, что там всех на уши поставила. Качалова прогремела, — рассказывает наша собеседница.
Как это было, смотрите по этой ссылке. Вставить видео в текст оказалось невозможным, владелец видео запретил его воспроизводить на других сайтах.
Видео выступления Галин Качаловой
Заявки на участие в конкурсе подало около тысячи человек, но отбор прошли сорок пять, из них четверо белорусов. В их числе оказалась Галина Николаевна. Она послала в Москву три произведения, но на сцене исполнила совсем другую песню. Организаторы попросили спеть знаменитую «Тайну» Леонида Утёсова.
— Сказали, что только у меня получится, — вспоминает артистка. — Я не очень хотела её петь, потому что мои произведения более сильные по диапазону, по драматургии. А эта песня простая. День и ночь думала, как её исполнить, чтобы ничего лишнего, никакого пафоса, чтобы шло изнутри и прямо в точку. И я этого добилась.
На сцену Галина Николаевна выходила уверенно. Боялась, чтобы не забыть слова и не упасть: после перенесённого коронавируса часто болят ноги.
— Я человек не тщеславный, для меня главное было достойно выглядеть. Но, честно скажу, боялась, чтобы красную кнопку не нажали, — улыбается женщина.
Оказалось, зря. Своим исполнением она покорила жюри — Игоря Крутого, Диану Арбенину, Стаса Пьеху, Ирину Дубцову — и дошла до финала.
В Москве жила целый месяц. Ели-пили вдоволь — пребывание оплачивали организаторы. Правда, удалось посетить только Останкино — из-за пандемии с территории городка не выпускали.
— Мы даже одежду с собой не брали, наряды для выступлений на месте подбирали. Были свои гримёры. Говорили: на конкурсе красоты у меня было бы первое место. Крутой вообще сказал: «Королева!».
Называли маленькой Зарой Долухановой
Галина Николаевна больше шестидесяти лет с песней. У неё в семье все хорошо пели, хотя отец — геолог, мама — бухгалтер, билетный кассир на вокзале. Средний брат окончил музыкальное училище, исполнял Высоцкого под гитару.
Некоторое время жили на Дальнем Востоке. Когда отца не стало, вернулась в Гродно.
— Маме пришлось сложно — трое детей, жилья нет. Принимали нас тут, как говорят, бедненьких, богом битых, забором давленных, — шутит пенсионерка. — Потом мама получила квартиру, вышла второй раз замуж.
В школе Галина Николаевна «не блистала». После семи классов поступила в музыкально-педагогическое училище, затем заочно окончила Ленинградский институт культуры. В училище её называли маленькой Зарой Долухановой (популярная в СССР певица меццо-сопрано).
— Отличницей не была, но учителя ко мне относились уважительно. Только так можно вырасти во всём, в том числе и в учёбе, — уверена гродненка. — Мы учились, как могли, никто оценки не вымаливал, главное — прилежание. Перед учителем благоговею и снимаю шляпу до сих пор. Я потому многого достигла в жизни, что у меня были замечательные педагоги.
Своих наставников Галина Николаевна вспоминает с теплотой: и педагога по вокалу Зою Георгиевну Устинову, и Галину Александровну Гайдукову, и педагога по дирижированию Якова Дубравина.
Выучила все песни Гурченко
Среди любимых артистов Галины Николаевны — Шульженко, Утёсов, Архипова, Пугачёва, Пьеха, Гвердцители. Мечтала выступить дуэтом с Львом Лещенко. Но, пожалуй, самая-самая — Людмила Гурченко. Когда вышел фильм «Карнавальная ночь», нашей собеседнице было пятнадцать и она спела все песни артистки из кинокартины.
Более двадцати лет Галина Николаевна была ведущей солисткой ансамбля «Неман». Выступали на городских мероприятиях, в училище, в воинских частях.
— Ансамбль гремел. Мы пели и в Кремлёвском дворце, и в Звёздном городке, на одной сцене с Кобзоном. Были знакомы с космонавтами — Поповичем, Терешковой, Николаевым, — вспоминает женщина.
С известной польской певицей Анной Герман познакомились на юбилее газеты «Вспулчесной» и сразу подружились. Оказалось, у них много общего.
— Я всегда восхищалась ею — таких голосов больше нет. Он своеобразный, нежный, мягкий, проницательный. Его узнаешь из тысячи. У Толкуновой похожий, — говорит собеседница. — Мы с ней сфотографировались: она высокая, метра два ростом. Жалко, фото не осталось.
Запела «Аве Мария» так, что всё гремело
Галина Николаевна пела в Гродненской капелле. Много ездила, побывала в Норвегии, Германии.
— В Норвегии, глядя на скалы, сразу хочется музыку Грига напевать. — И женщина запела. — Холодная страна, но очень красивая. И народ холодный и красивый. А ещё рыба! Сколько живу, такой больше никогда не ела. В Германии же оборудование отличное: как запела «Аве Мария» — всё гремело. Даже не поверила, что это мой голос. Впечатлили и машины. Весь мой багаж — в голове, сердце, в душе.
Жить за границей Галина Николаевна никогда не хотела — очень любит Гродно и Беларусь: «Калi б я беларускай не нарадзiлася, я стала б ею, Беларусь — мая».
К современным исполнителям относится… «никак». Говорит, в нынешних песнях нет души.
— Песня — это кино. Если я не могу её спеть, не понимаю, про что она, для меня это не песня. У Панайотова голос шикарный, выбирает хороший репертуар — это певец. Полина Гагарина, Стас Пьеха. Но не понимаю, как современных можно слушать. О чём их песни?
Надо держать фасон
Галина Качалова поначалу была учителем пения в школе-интернате (сейчас школа олимпийского резерва), два года вела хор, который занял первое место в республике. Потом оказалась в музпедучилище, в музыкальной школе. Всех её воспитанников, говорит, не сосчитать.
— Был у меня слепой ученик Иван Томашевич, одержимый вокалом, учился отлично. Я с ним занималась даже в выходные. Стал народным артистом Беларуси, затем уехал в Германию. Светлана Позняк работает в хоре в Большом театре. Катя Михновец пошла туда же.
Бывшие ученики поздравляют и с днём учителя, и с днём рождения.
— После участия в проекте столько теплоты услышала в свой адрес. Одна мама моей ученицы позвонила и говорит: «Смотрим и плачем, что вы у нас такая!» — рассказывает Галина Николаевна и добавляет с иронией. — Старая кляча, на сцену же надо! Я ведь ещё и юмористка вдобавок к моим недостаткам.
Стали узнавать в магазинах. Говорит, что боится на улицу выйти «ненакрашенной», ведь «надо фасон держать».
Люди должны плакать, когда я пою
У Галины Николаевны маникюр, аккуратная причёска.
— В семьдесят лет ты «взрослая и молодая», а в восемьдесят, замечаю, каждый месяц какая-то «бяка»: то нога, то рука. — Смеётся. — Я ведь в песне отдавала сердце и душу. Не просто её пою, я в ней живу. Бог мне дал голос, но песню нужно прожить. Люди должны плакать, когда я пою.
Галина Николаевна продолжает заниматься — каждый день музыке посвящает минимум час-два. Это лучше, чем «сидеть как старуха».
Есть и другие заботы — дочка с внуками гостит, пока зять за границей. Она тоже человек творческий, танцует. Внуков у Галины Николаевны трое: старший пошёл служить в пограничные войска, младшим всего по полгода, они двойняшки. Казалось бы, есть всё, кроме личного счастья.
— Говорят, когда Бог дарил бабское счастье, меня там не было, — шутит артистка. — Конечно, были в моей жизни мужчины, но… Я не считаю себя несчастной — у меня есть дочь и внуки.
В этом году Галина Николаевна хочет дать юбилейный сольный концерт: «Рвану, тряхну стариной, если получится».