Юморист и пародист, «заслуженный негр России» Николай Лукинский приехал в Гродно, чтобы выступить на юбилее театра юмора «КанКан» и поздравить с 50-летием его художественного руководителя Вячеслава Селицкого. Незадолго до концерта звёздный гость ответил на вопросы «Вечернего Гродно», рассказал о гродненских девушках, современном юморе, вере и зяте-африканце.
Последний раз Николай Лукинский вступал у нас четыре года назад по приглашению гродненских канкановцев. Тогда юморист не успел посмотреть город, но сейчас времени было больше.
— Прогулялся по Советской улице и поймал себя на мысли, что Гродно — это настоящая Европа. Свой первый институт я оканчивал в Смоленске, там тоже есть центральная пешеходная улица с таким же названием. В Гродно потрясающая архитектура, близкая к Средневековью, — начал он разговор.
Николай Лукинский зашёл в Фарный костёл на экскурсию, затем в Коложскую церковь.
— Так получилось, что 29 мая — день рождения моего старшего брата и десятилетняя годовщина смерти папы. Зашёл, чтобы помолиться и поставить свечи, — говорит артист.
— Сразу бросается в глаза — все девушки красивые! Я серьёзно! В этом отношении Гродно — фантастический город Беларуси, — уверен Лукинский. — Я знаю, о чём говорю. Да. В России тоже много красивых женщин. В свою жену я влюбился на первом уроке в первом классе. Мы женаты сорок один год, но знакомы пятьдесят четыре года. Представляете? Я вижу на улице симпатичную девушку и думаю: «О, на мою жену похожа!» Все белорусские девушки похожи на мою жену! Это идеал красоты.
Николай Лукинский признаётся, что всегда с трепетом приезжает в Беларусь:
— Раньше я занимался боксом и был хорошо знаком с легендарным белорусским тренером по боксу Анатолием Гришуком. Мы всегда созванивались и встречались, когда я приезжал. К сожалению, он умер 22 декабря от коронавируса на восемьдесят первом году жизни. Для меня эта фигура словно вывернутый из фундамента булыжник. Благодаря Анатолию Владимировичу для меня вся Беларусь родная!
Мы спросили у Николая Лукинского, как развивается юмор в современной России и может ли старый добрый «Аншлаг» составить конкуренцию нынешним стендапам.
— Я езжу по стране и вижу, что поклонники есть и у нас, и у них. На наши концерты приходят, я вижу в залах единомышленников, меня это радует. В «камеди» много талантливых ребят, но меня напрягают их шутки, где есть пошлость и сквернословие, что я не приемлю в своём репертуаре, — сказал юморист. — В стендапе я себя пока не пробовал. Стало привычкой, что монолог в образе — это центр юмористического творчества, что делал Аркадий Райкин. Но отворачиваться от новых жанров нельзя. Сколько будет жить «Аншлаг»? Я не знаю! Вы поймите, что стендап — это разговор на какую-то тему, а «Аншлаг» — это полный образ. Главное, чтобы везде был предмет искусства.
— Я не считаю себя выдающимся юмористом, нам на смену приходят многие ребята. Очень смешной Щербаков. Если бы он не матерился, цены бы ему не было. Я смотрю некоторые его выступления, а когда натыкаюсь на мат, расстраиваюсь. На сцене нет места мату. Это христианская позиция. Язык создали святые Кирилл и Мефодий, в нём не было мата, потому что мат — это бесовский язык. Каждый христианин мечтает попасть в рай. Если я буду материться, то в рай не попаду.
После номеров в образе студента из Зимбабве и ставшего крылатым «С Новым годом, пошёл на фиг…» Николая Лукинского стали называть заслуженным негром России. Сам юморист говорит, что в выступлениях нет никакого расизма.
— Чтобы вы понимали, что я не просто шучу на эту тему… У меня зять — негр и внук тоже! Дочка вышла замуж за нигерийца, и слово «негр» я употребляю совершенно спокойно. Это американцы придумали на него обижаться, а у нас это не обидное слово. Вы не представляете, как мы любим нашего зятя! Они с дочкой живут сейчас в Барселоне. Поэтому здесь не может быть никакого высокомерия!
Вот так я стал предсказателем в своей семье: двадцать лет назад был придуман номер, а семь лет назад дочь вышла замуж за африканца по имени Мандела. Внучок Кристофер у нас просто золото! А любви — сколько хочешь!
— Мы дружим больше двадцати лет. Познакомились на съёмках в Москве и сразу начали общаться, — вспоминает Николай Лукинский. — Я боксёр, Слава Селицкий — самбист. Может, нас спорт как-то сблизил? Я с удовольствием приезжаю в Гродно на фестивали.
Хореограф Евгений Якуш, Николай Лукинский и гродненская актриса Анастасия Кисель
Искусство — это процесс бесконечный, но важно, чтобы было актёрское образование. Никогда не поздно учиться. Я сам в театральный институт пошёл в сорок четыре года, когда почувствовал, что упёрся в потолок. Театр — это не сцена, это атмосфера. Можно на кухне перед родными выступить так, что все будут смотреть на тебя, открыв рот.
P. S. «Вечерний Гродно» благодарит театр юмора «КанКан», Вячеслава Селицкого и Анастасию Кисель за помощь в подготовке материала.