По его словам, с места падения самолета были извлечены его бортовые самописцы (более известные как «черные ящики»). Вот какие выводы были сделаны после их расшифровки.
— По предварительным данным, первым результатам расшифровки этих черных ящиков уже достоверно могу сказать: первое — аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков.
В данной ситуации, согласно требованию руководящих документов, а именно Руководства по летной эксплуатации самолета Як-130, экипаж обязан был покинуть самолет – катапультироваться. Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!».
В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города.
Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления. В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полета и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту – высота продолжала интенсивно падать.
Как показывают средства объективного контроля, от момента создания аварийной ситуации до падения самолета в точку прошло чуть более минуты.
В этих условиях неимоверными усилиями на высоте порядка где-то пятидесяти (более точно, мы расшифруем, будет доложено после окончания расследования уже председателем государственной комиссии), на высоте где-то около пятидесяти метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета неимоверными усилиями и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек.
К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку, экипажу не хватило высоты для принятия решения, чтобы безопасно покинуть самолет. По данным бортовых самописцев на текущий момент мы видим, что экипаж управлял и воздействовал на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяют направление полета до момента касания земли. Это то, что сейчас известно после предварительных первых результатов черных ящиков, — приводит словам Голуба Минообороны.
Напомним, учебно-боевой самолет Як-130 разбился в среду, 19 мая в Барановичах. Оба пилота — командир звена учебно-боевой эскадрильи 116-й штурмовой авиабазы майор Ничипорчик Андрей Владимирович и летчик звена учебно-боевой эскадрильи лейтенант Куканенко Никита Борисович — погиби на месте. Было заведено уголовное дело.