X

Показывали насекомых и кости мамонта — история первого музея в Гродно

Недавно Гродненский историко-археологический музей отметил своё 100-летие. Но речь пойдёт не о нём. Оказывается, за несколько лет до его открытия, в 1913 году, в Гродно уже был музей. Кто его основал, где он находился и что в нём показывали, узнали со страниц газеты «Наше утро».

Кто такой Остроумов

Музей педагогического общества, вероятно, первый музей в Гродно. Его основал вовсе не учитель и даже не уроженец нашего города, а сибиряк, чиновник, революционер и историк в душе Иван Григорьевич Остроумов (1851–1939). Во время службы в Казённой палате в Перми в 1894 году он создал первый на своей родине краеведческий музей. В наш город Иван Григорьевич был выслан в 1906 году за антиправительственную деятельность.

На очередном заседании гродненского педагогического общества в начале 1913 года чиновник Казённой палаты И. Г. Остроумов поделился опытом создания музея у себя на родине и предложил такой открыть в Гродно.

Учителя инициативу поддержали, была организована специальная комиссия. В неё вошли не только педагоги, но и врачи, чиновники, включая городского главу Э. Листовского, а также наш знаменитый краевед Е. Орловский. Возглавил комиссию И. Г. Остроумов.

Деньги собрали за полгода

Комиссия решала организационные и финансовые вопросы, например о сборе средств для аренды помещения, покупки и содержанию экспонатов.

И. Г. Остроумов, опираясь на пермский опыт, подсчитал, что на открытие музея нужно примерно 500 рублей (17000–20000 нынешних белорусских). Определили, что в музее будет два отдела — наглядных учебных пособий и естественно-исторический. Экспонаты намеревались принимать в дар, брать на временное хранение или покупать.

На рубеже XIX–XX веков в Российской империи был самый настоящий музейный бум. Десятки музеев открывались каждый год, и не только в  Петербурге и Москве, губернских центрах, но и в мелких городах и населённых пунктах.

Как писала газета «Наше утро», Гродно был «беден научно-просветительными учреждениями, запрос на которые в последние годы так настойчиво выдвигает жизнь». Поэтому интеллигенция активно откликнулась на предложение о создании музея и необходимая сумма была собрана за полгода (к концу лета 1913 года) и достигла 650 рублей. Особенно крупные пожертвования сделали «Акционерное общество И. Л. Шерешевского» (табачная фабрика) — 200 рублей и уроженец Гродненщины, почётный член педагогического общества, депутат Государственной думы М. Я. Острогорский, который прислал 100 рублей.

Открытие задержали… мебельщики

Поскольку помещения под музей не было, экспозицию формировали накануне открытия. Экспонатов было предостаточно. Чучело зубра, убитого царём и подаренного им, хранилось в Губернаторском дворце. Коллекцию дополнил уникальный фотоальбом флоры Гродненской губернии — единственный на тот момент сборник в стране, по заверению газеты. Купили несколько зоологических и технических препаратов для естественно-исторического отдела. Каждый член комиссии за лето должен был собрать отдельные экспонаты или определиться по цене с их хозяевами.

1 сентября 1913 года в частной еврейской школе госпожи Вальдман на Полицейской улице (ныне улица Кирова, 40) состоялось заседание комиссии, чтобы определить помещение для музея и дату открытия. Пригласили всех тех, кто жертвовал средства в его пользу.

Было предложено разместиться в доме Каминских на Акцизной площади напротив Народного дома. Сейчас это часть гимназии № 10 на улице Дзержинского.

Открытие назначили на 1 октября 1913 года, но затем срок перенесли на 17 ноября. Задержка случилась из-за мебельщиков, которые не успевали сделать стеллажи для экспонатов. Кстати, они были переданы безвозмездно. Часть мебели купили за приличную сумму в 250 рублей.

Related Post

Помощь оказала Городская управа, которая определила 300 рублей на содержание музея в1914 году.

Показывали насекомых и кости мамонта

Официально научно-образовательный музей педагогического общества открылся 17 ноября 1913 года.

В отделе наглядных учебных пособий были представлены коллекции рыб, насекомых, минералов, раковин, полезных ископаемых, деревьев, растений.

Можно было проследить историю шелководства, пчеловодства, обработки нефти, сахара, конопли, стекла, мыла, кокса и бумаги, шорного производства, книгопечатания, создания ремесленных орудий, пищевых продуктов. В экспозиции хранились чучела птиц и грызунов, в спиртовых препаратах — различные виды рыб и пресмыкающиеся.

В отделе истории, географии, этнографии и геологии находились многочисленные списки с картинами исторической эпохи, альбом великих людей, альбом о военной жизни из Маньчжурии, глобус, коллекция, подаренная Е. Ф. Орловским из 70 предметов (каменных орудий и стрел), собранных на территории Гродненской губернии.

Интерес вызывали кости мамонта. Их нашли в военных лагерях под Гродно во время рытья окопов в 1910–1911 годах. Долго шли споры, кому принадлежит находка. Закончилось тем, что военное ведомство огородило место раскопок и скелет мамонта.

Среди экспонатов оказались Грамота польского короля Августа Третьего гродненским рыбакам на право льготной рыбной ловли в Немане, обломок шпаги, найденной вместе со скелетом, замурованным в стене в подполе помещения в Заверщине, черепок из Древнего Рима, старинные медные иконы, бюст Л. Н. Толстого, альбом портретов Толстого, несколько комплектов старых журналов, небольшая коллекция старинных монет, преимущественно серебряных.

Работал два раза в неделю и по два часа

Музей работал два раза в неделю и по праздникам с 13:00 до 15:00. Вход был по пригласительным билетам, которые заранее получали в канцелярии педагогических курсов на Большой Троицкой улице. Часть из них передавалась учащимся учебных заведений. По средам вход был платный. Билет стоил 10 копеек (4 рубля). Экскурсии проводили члены комиссии по графику.

За несколько месяцев работы музея желающих посетить его было столько, что решили ограничить количество публики. В день принимали не более 100–110 человек, причём одновременно допускалось до 50 посетителей. Это решение было условным, по возможности желающих пускали.

14 апреля 1914 года было решено закрыть музей до осени в связи с переездом. Но в августе началась война, и музей совсем закрылся.

Денис ТАРАСЮК, историк