Один знакомый рыбак, когда рассказывает про множество любителей половить на Немане, приводит сравнение, мол, машин на берегу — как на авторынке. Сейчас такая метафора неуместна: в воскресный день на Южном не насчитали даже двух десятков автомобилей. Площадка для продажи вовсе грозит превратиться в самое нервное место на земле: дёрганые «перекупы», неспокойные продавцы и немногочисленные клиенты, которые подходят к машинам, крутят носом и идут дальше.
Возле «Ситроена» стоят мужчины, на первый взгляд продавцы. Представляюсь и спрашиваю, как успехи на авторынке.
— А где ты авторынок увидел? — со злобой в голосе отвечает один из них. — Нет тут давно авторынка, тут собрались бездельники, которым нечего делать, и решили свои машины продать!
Мужчины говорят, что машин нет вообще… Из-за границы давно ничего не пригнать, из России тоже, ещё и коронавирус повлиял. Получается, что на рынок выставляют, что есть в Беларуси, свежих машин из Европы почти нет. Гродненцы вспоминают времена, когда каждую неделю из зарубежья пригоняли «свежак», а на Скидельском шоссе и у ГАИ было не протолкнуться.
— У кого есть деньги, покупают в салонах, у кого нет — идут в автокомисы — сейчас они властелины… — рассказывает немногословный мужчина, добавляет, что ищет авто для себя, и с взглядом «перекупа» осматривает журналиста с ног до головы. — Только не фотографируйте меня!
Обойти весь авторынок можно за пять минут. «Немцы», «французы», «японцы» и несколько «итальянцев» — вот небогатый выбор. «Фольксваген-Пассат» 1996 года на бензине и газе стоит 1980 долларов, «Ситроен-Ксара» 2002 года — 3 тысячи, бензиновый «Гольф» 1998 года — 2450 долларов.
Парень с маленьким сыном подошёл к «Ксаре». Сел в машину, завёл, посидел пару минут и вышел.
— Не нравится, как работает двигатель, — поделился впечатлениями. — Давно ищу себе машину стоимостью до пяти тысяч долларов. Обошёл все автокомисы — посмотрел машин двадцать, опять на рынок приехал, но ничего не приглянулось. Здесь хоть продавцы машины готовят. Недавно приехал по объявлению, а там весь салон захламлён, в жуках. В кредит не хочу новую, буду искать.
Идём дальше и натыкаемся на самый дорогой лот дня. Кроссовер «Рено-Кадьяр» 2016 года стоит чуть больше 16 тысяч долларов. За «Пежо-206» 2007 года выпуска просят почти 2700 долларов. Бензиновая «Тойота» 1999 года продаётся за 2500, дизельный «Опель-Зафира» 2002 года — 4350, бензиновый «Рено-Меган» 1999 года — 2270, «Ниссан-Микро» 2007 года — 3900 долларов. Бензиновый «Ситроен С4» 2011 года стоит 6150 долларов, дизельный «Фольксваген-Пассат» 1998 года обойдётся в 4100.
Есть на Южном площадка конфискованных автомобилей, которые реализуют через электронные торги. Здесь найдёшь «кота в мешке» за тысячу рублей. Но в каком состоянии машина, определить трудно. Например, начальная цена «Ауди 100» 1988 года выпуска с пробегом почти 300 тысяч километров начинается от 1890 рублей. Без аукциона можно на запчасти купить «Опель-Вектру» всего за 712 рублей.
По площадке конфиската прогуливались интересующиеся, но лишь некоторые смахивали рукой снег с лобового стекла, чтобы посмотреть, сколько стоит машина.