Сегодня, включив телевизор или выйдя в интернет, можно посмотреть любой фильм. Сто с лишним лет назад немую «фильму» под аккомпанемент тапёра показывали только в кинотеатре. Как это было в Гродно, рассказываем в этом материале.
В начале XX века в Гродно действовало два кинотеатра — «Люкс» и «Сатурн». Первый находился на нынешней Советской улице, на месте нового здания торгового дома «Неман». Второй — в сегодняшнем сквере за зданием облисполкома.
Они работали ежедневно, в основном вечером. Первый сеанс начинался в 16:30, последний заканчивался в 24:00. В предпасхальную неделю и в праздничный день кинематографические зрелища запрещались.
В «Люксе», чтобы пополнить кассу, наряду с фильмами шли постановки водевилей, комедий, миниатюр. Режиссёром-постановщиком, артистом и зачастую автором выступал Ю. А. Юдин, пользовавшийся в городе популярностью. Нередко перед сеансами проводились лектории или встречи с интересными людьми. Среди них был знаменитый турист-пешеход И. Гончаренко, прошедший по Азии и Австралии 24 000 километров. «Король жизни», как его прозвали в прессе, заканчивал «обход» России и по пути в Германию и Англию выступил с лекцией «Как приобрести силу, здоровье и красоту». На встречу пригласили врачей.
Демонстрировались фильмы различной тематики — исторические, детективы, мелодрамы, приключения. Наиболее популярные картины обсуждались в прессе. Положительные отзывы получил фильм «Камо грядеши» по роману Г. Сенкевича. Отмечалось, что экранизация максимально точно изображает времена Древнего Рима, подчёркивались доступность и выдержанность материала. По мнению корреспондента одной из газет, фильм должен служить примером для других кинематографистов.
Кинолента, снятая по знаменитому и любимому всеми роману Ж. Верна «Дети капитана Гранта», преподносилась читателям в газете «Наше утро» как сенсация. Она шла сразу в двух кинотеатрах и произвела на гродненцев «большое впечатление».
Кино было делом прибыльным, и поэтому хозяева «Люкса» и «Сатурна» активно занимались благотворительностью. В газете сообщалось, что в начале марта 1913 года сеансы проводятся по такому графику: четвёртого числа — в пользу общества попечения о детях евреев, пятого — католического общества попечения несовершеннолетних. В обоих случаях хозяин кинотеатра перечислял в пользу этих организаций половину дневного дохода.
На большие праздники, такие как 300-летие правления дома Романовых, проводились бесплатные сеансы. Правда, днём и только для учащихся.
Некоторые фильмы вызывали неодобрение из-за морали и поэтому запрещались после первых же сеансов. Трансляция «Преступной страсти отца» была остановлена полицией прямо во время сеанса 6 февраля 1914 года. Публике принесли извинения и показали другую киноленту. Драма о развращённости аристократического общества вызвала настоящий ажиотаж, что побудило создать орган цензуры, который предварял просмотр фильмов.
Учащимся рекомендовался просмотр специально утверждённых кинолент, в основном по «классике» — произведениям Л. Н. Толстого («Фальшивый купон») и А. С. Пушкина («Дубровский»). Им было запрещено посещать киносеансы после 8 часов вечера. В «Люкс» несовершеннолетних вообще не пускали.
Вопрос о том, можно ли священнослужителям посещать кинематограф, живо обсуждался в прессе. Остановились на том, что просмотр фильмов им не запрещён, а значит, разрешён.
Особенное внимание владельцы кинотеатров уделяли организации просмотра хроники с участием российского императора и членов царской семьи. Показ должен был проводиться без музыкального сопровождения, отдельно с поднятием и опусканием занавеса в конце и по завершении.
Кроме кинотеатров «Люкс» и «Сатурн» летом по выходным и во время гуляний открывали временный, в городском саду (ныне парк Жилибера).
В Народном доме (сейчас Городской дом культуры на улице Дзержинского) весной 1914 года проводились сеансы научного кинематографа. Их организовывало гродненское педагогическое общество, а именно учитель математики женской гимназии Николай Петрович Марков. Зрителям показывали познавательные фильмы о «развитии бабочки из гусеницы и личинки», «расцветающих цветах, дрессированных слонах», виды Китая, Венеции, Рейнского водопада, Нижегородской ярмарки. Завершались просмотры комическими сюжетами, ведь они были рассчитаны главным образом на детей.
На сеансы приходили и педагоги, и родители, «заботившиеся о воспитании детей». Только 12 апреля 1914 года с 16:00 до 20:00 на научно-образовательных кинопросмотрах побывало, не считая взрослых, 850 детей. И это из 40 000 жителей Гродно!
Марков сам отбирал фильмы и заказывал их из Харькова. Они были рассчитаны на десять сеансов или чтений по выходным. Билет стоил 25–35 копеек, что сейчас соответствует 7–12 рублям. Воспитанники приютов попадали на сеансы бесплатно.
Так гродненские гимназисты прозвали женское отделение бани, которая находилась на месте нынешней автостоянки под мостом на Виленской улице. Об этом 27 июля 1912 года в номере газеты «Наше утро» вышла статья.
Хозяин заведения не позаботился о том, чтобы закрасить краской окно моечного зала. С наступлением сумерек вокруг него собирались толпы мужчин. Однажды это «собрание» посетила полиция и увидела не только большое количество молодёжи, но и лиц высоких званий и должностей, некоторые из них даже принесли бинокли.
После статьи окно закрасили и сеансы «третьего кинематографа» завершились.
Историк Денис ТАРАСЮК