Что делать со старыми газовыми плитами, можно ли поменять счётчик на современный, почему услуги такие дорогие и как отличить газовщиков от мошенников — на эти и другие вопросы читателей «Вечернего Гродно» ответил директор ПУ «Гродногаз» Дмитрий ЛАБУНОВ.
Что нужно для того, чтобы громоздкий газовый счётчик заменить на новый?
— Газовый счётчик — собственность потребителя. Заменить его можно и до истечения срока эксплуатации, но новый прибор должен быть сертифицирован и входить в Государственный реестр средств измерений РБ. Для замены нужно подать заявку по телефону 162 (понедельник – суббота с 8:00 до 20:00). Подробнее по телефонам: 49-21-16, 49-21-09 (понедельник – четверг с 8:00 до 17:00, пятница с 8:00 до 15:45, перерыв с 13:00 до 13:45). Счетчик газа можно приобрести в специализированных магазинах, в том числе в магазине ПУ «Гродногаз».
В кухне делаю ремонт и хочу перенести газовый счётчик в другое место, чтобы его спрятать. Возможно ли это?
— По нормам газовый счётчик нужно устанавливать на высоте не менее 0,5 м от пола до низа прибора учёта расхода газа и на расстоянии не менее 0,4 м по горизонтали от края прибора учёта расхода газа до оси ближайший горелки газовой плиты. Счётчик должен быть установлен в удобном для эксплуатации и обслуживания месте. Работы выполняются газоснабжающей организацией.
Как часто должны проверять газовые плиты, колонки, котлы?
— Техническое обслуживание отопительных котлов и проточных водонагревателей производится раз в год, газовых плит — раз в пять лет. Возможно техническое обслуживание по заявкам потребителей газа.
Может ли газовщик отказаться от выполнения работы, если кухня встроенная и доступа к газовому оборудованию нет?
— В соответствии с п. 11.3 Правил пользования газом в быту и согласно заключенному договору с газоснабжающей организацией потребитель обязан обеспечить специалистам газоснабжающей организации беспрепятственный доступ к газовому оборудованию, внутренним газопроводам, вводному газопроводу, газопроводам-вводам. Если это невозможно, сотрудник выдаст предписание на предоставление доступа в установленный срок.
Как в условиях пандемии работает предприятие? Могут ли жильцы из-за боязни коронавируса не пустить газовщиков?
— Предприятие работает в штатном режиме. Газовые счётчики устанавливаем и меняем по предварительной договорённости с абонентом (и он должен в согласованное время обеспечить доступ!). Плановое техобслуживание газового оборудования проводим по графику. Работники управления, которые обслуживают население, обеспечены средствами защиты — масками, перчатками, антисептиками. Кроме того, перед началом работы специалистам измеряют температуру. По заявлению техобслуживание может быть перенесено на более поздний срок — до 1–2 месяцев для частных и многоквартирных домов соответственно.
Как отличить настоящих газовщиков от мошенников, которые ходят по квартирам и за большие деньги предлагают газовые сигнализаторы загазованности и угарного газа?
— Работники предприятия всегда в спецодежде, на которой указаны название и логотип организации. У них есть бедж с фото и удостоверение. Уточнить, действительно ли пришедший к вам работает в ПУ «Гродногаз», можно по телефонам 162, 49-24-12, 49-21-47.
Если проверки газового оборудования плановые, почему жильцы должны за них платить?
— В соответствии с Гражданским кодексом РБ и Правилами пользования газом в быту техобслуживание газоиспользующего оборудования производится за счёт потребителей газа по действующим тарифам на дату выполнения работ.
Могут ли отключить газ неплательщику за коммунальные услуги?
— В соответствии с п. 70 Правил пользования газом в быту возможно отключение за неоплату услуг двух и более месяцев подряд. Много вопросов возникает с абонентами, у которых отопительное газоиспользующее оборудование. Например, потребитель платит за газ за апрель, когда действуют разные тарифы, но при оплате не указывает промежуточные значения и весь объём оплачивает по зимней цене. Тогда объём газа разбивается на два периода, применяются два тарифа — летний и зимний, а потребителю идёт доначисление.
Истёк срок эксплуатации газовой плиты, дали предписание её заменить. Но плита исправна: двадцать лет стояла и ещё столько же простоит. Зачем менять и куда девать старую?
— По истечении срока эксплуатации газовой плиты (не более 20 лет) необходимо её заменить или провести диагностику технического состояния оборудования. Если результаты диагностики окажутся отрицательными, газоснабжающая организация вправе перекрыть доступ к газу. За утилизацией бытовой техники можно обратиться в ОАО «Брест-ВТИ» или другие специализированные организации.
Два-три раз в год приезжаю в оставшийся мне деревенский дом и пользуюсь газовой плитой в нём. Для замены баллона вызываю газовщиков. Не предложат ли мне заменить плиту, если у неё вышел срок эксплуатации? Она работает исправно. Какой смысл тратиться, если пользуемся редко?
— По правилам пользования газом в быту запрещено пользоваться газоиспользующим оборудованием с истекшим сроком эксплуатации при отсутствии положительных результатов его диагностики. По истечении срока эксплуатации газовой плиты необходимо обратиться в ПУ «Гродногаз» по телефонам 49-21-61 или 49-21-71 и заключить договор на проведение диагностики либо заменить газовую плиту.
Купили новую плиту. Можно ли её самому подключить?
— Газоиспользующее оборудование подключается только специалистами ПУ «Гродногаз» по предварительной заявке.
Говорят, что современные плиты с электророзжигом, подсветкой, газ-контролем удобны, но ненадёжны. Старые лучше. Так ли это?
— Современные газовые плиты (варочные панели) более безопасны в эксплуатации и оснащены автоматикой не только духового шкафа, а также и варочной поверхности.
Что нельзя хранить в духовке?
— В духовке запрещено хранить предметы из нетермостойкого пластика, целлофановые пакеты, бумажные коробки, кухонные полотенца и рукавицы, ёмкости с жидкостями и другие горючие предметы и материалы.
Развозит ли спецтранспорт газовые баллоны?
— По-прежнему выполняется доставка 50-литровых баллонов со сжиженным углеводородным газом. В города и городские посёлки их доставляют в течение 3–15 рабочих дней, в деревни и агрогородки — раз в две недели. Можно подать заявку по номеру 162 или на сайте предприятия.
Как защититься от утечки газа?
— Нужно соблюдать правила пользования газом в быту, а также содержать газовое оборудование в исправном состоянии и чистоте, о любых повреждениях сообщать в газовую службу, своевременно проверять состояние дымовых и вентиляционных каналов, проводить техобслуживание, не пользоваться оборудованием с истекшим сроком эксплуатации, при запахе газа немедленно звонить по телефону 104.