За минувшую неделю приложение Clubhouse стало одним из самых обсуждаемых в соцсетях. Пользователи искали возможность попасть в закрытую соцсеть, где можно побеседовать с Илоном Маском и Марком Цукербергом, а уже зарегистрированные участники рассуждали о необычном для них формате общения.
Журналисты BBCразбирались, чем новая соцсеть отличается от других, что там делают пользователи и как обстоят дела с безопасностью.
Что такое Clubhouse?
Clubhouse — это новая социальная сеть, в которой пользователи могут общаться только голосом. На данный момент платформа остается закрытой для широкой публики, попасть туда можно только с помощью знакомых, уже получивших к приложению доступ.
Соцсеть была создана менее года назад — весной 2020 года. Clubhouse придумали выпускники Стэнфордского университета Пол Дэвисон и Роэн Сет. Уже в январе 2021 года приложение, которое пока работает только на IOS, оценивалось в миллиард долларов.
Создатели подчеркивают, что одним из главных принципов платформы является «искреннее общение и выражение».
Почему Clubhouse стал таким популярным?
Эксперты считают, что популярность соцсети можно объяснить впечатляющим списком знаменитостей мирового масштаба, зарегистрированных в Clubhouse. Среди них — Илон Маск, Марк Цукерберг, Канье Уэст и Джаред Лето. Учитывая специфику приложения, это значит, что в теории любой пользователь может побеседовать с этими людьми, оказавшись в нужной комнате в нужный момент.
Как попасть в Clubhouse?
Пока Clubhouse остается закрытой соцсетью, хотя основатели обещают сделать ее открытой в обозримом будущем. Сейчас туда можно попасть двумя способами: получить приглашение от уже зарегистрированного пользователя или подать заявку на регистрацию и подождать, когда кто-то из списка контактов, уже зарегистрированный в Clubhouse, одобрит заявку.
Но все не так просто — ждать одобрения от знакомого можно долго, так как число пользователей в сети все еще ограничено, а каждый зарегистрированный пользователь поначалу получает не более трех приглашений для друзей.
В погоне за приглашениями пользователи рунета начали создавать каналы и группы, предназначенные для обмена приглашениями.
В «Телеграме» даже появились специализированные каналы, где инвайт можно купить, а цены на приглашения на Avito варьируются от нескольких сотен до десятков тысяч рублей.
Что вообще происходит в Clubhouse?
Все общение в Clubhouse происходит в реальном времени и только в аудио-формате, на платформе нет никакой возможности общаться письменно. Пользователи общаются в так называемых комнатах — аудиочатах, которые могут быть публичными или закрытыми. В комнате есть модераторы, спикеры и слушатели. Последние не могут участвовать в дискуссии, пока не используют функцию «поднять руку» и не будут одобрены модератором — и тогда перейдут в статус спикера.
Большинство открытых для публики комнат в Clubhouse посвящены конкретной теме, которая обозначена в ее названии. Пользователи могут найти интересующие их дискуссии по темам, а также видеть, в каких комнатах находятся люди, на которых они подписаны.
В Clubhouse ведутся разговоры о предпринимательстве, соцсетях, культуре и политике, но бывают и «беззвучные» комнаты, куда приходят в поисках интересных знакомств, где пользователи ищут новые контакты на основании описания профиля участников.
Есть и комнаты для развлечений — например, где пользователи задают друг другу каверзные вопросы, как в игре «Правда или действие», но без второго элемента, и просто рассказывают забавные истории из жизни незнакомым людям.
На данный момент в приложении зарегистрированы блогеры, журналисты, предприниматели, деятели культуры, и многие другие.
Что можно, что нельзя в Clubhouse?
Clubhouse просит своих пользователей соблюдать определенные правила. Например, все юзеры должны использовать в приложении свое реальное имя и быть старше 18. Правда, контролировать это пока не получается.
В Clubhouse запрещена травля, дискриминация, оскорбления и распространение ложной информации. Также нельзя записывать разговоры, которые происходят в комнатах.
Модерация на платформе работает за счет самих пользователей: каждый участник может пожаловаться на поведение, нарушающее правила платформы, после чего Clubhouse проведет расследование и примет соответствующее решение.
Что с безопасностью?
В середине февраля американские эксперты из Stanford Internet Observatory (SIO) обнаружили, что при создании Clubhouse разработчики использовали технологии китайской компании Agora. При этом данные пользователей и комнат передавались в китайскую организацию в незашифрованном виде, а значит, могли легко попасть в распоряжение правительства Китая.
В ответ на исследование представители Clubhouse сказали, что планируют добавить дополнительное шифрование, чтобы минимизировать риски.