Автовладельцы снова стали законопослушными и сразу после отмены автоналога потянулись к станциям техосмотра. Что сейчас там происходит, насколько увеличился поток машин, выясняли журналисты «ВГ».
После того как в стране в 2014 году ввели автомобильный налог, белорусы задумались, как поступить: ехать на техосмотр и платить налог, который ощутимо бьёт по карману, или надеяться на авось, исправность своего железного коня и гуманность ГАИ при встрече.
Большинство выбрало второй вариант, а специалисты техосмотра печально рапортовали о постоянном снижении приезжающих на ТО машин. В среднем по стране треть транспортных средств ездила без техосмотра.
Всё вернулось в прежнее русло с начала 2021 года, когда налог отвязали от техосмотра. Станции снова наполнились автомобилями. Мы поговорили с водителями, ожидающими очереди на линии.
Диагностическая станция № 2 в переулке Победы в среду, 6 января, встретила очередью из трёх автомобилей. Дело было после обеда.
— Уже не успеешь, больше не записывают, — машут рукой водители.
Один в ожидании оттирал снегом свежую грязь с кузова. Мужчины рассказали, что записывались заранее за несколько дней. Решение приехать приняли сразу же после отмены налога.
— Мне нужно платить шесть базовых, это около 150 рублей. Плюс сама услуга техосмотра, страховка, ну наклейку не считаю — пару копеек. И даже если машина исправна, ничего ремонтировать не нужно, всё равно сумма круглая получается, — рассуждает один из водителей. — Лучше я эти деньги на машину потрачу! На зиму новая резина была нужна, тормозные колодки износились… Это же безопасность, а вы говорите дороги… Откуда у белорусов столько денег, чтобы и на машину, и на налог хватало. Можно подумать, все на новых машинах ездят.
Тем временем поднимается роллета — автомобиль заезжает на линию.
— Быстро работают, пару минут — и готово! — говорят водители, подвинувшиеся в очереди. — Хорошо, что в Гродно станций много, а то представьте, что было, если бы все на одну поехали.
Сходятся в одном — сейчас стало проще:
— Заплатишь 30 рублей, и голова спокойная, можно ехать по городу и не бояться, что остановят и штраф выпишут.
На новой в Гродно станции № 235 на проспекте Космонавтов, 60к стояло восемь – десять машин. Водители сказали, что ждут около получаса. Очередь двигается быстро: легковушки проверяют на двух линиях. Смотрят свет фар, звуковой сигнал, замеряют состояние системы выпуска отработавших газов, отправляют на стенд для проверки тормозной системы.
Самую большую очередь обнаружили на СТО возле Кургана Славы и гаражных кооперативов. На техосмотр стояло больше десятка разных машин: несколько такси, новые внедорожники и поддержанные авто.
По данным филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области, за 10 дней этого года в области выдали 7080 разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (для сравнения: за такой же период 2020-го — 2845). Техосмотр легкового автомобиля стоит примерно 40 рублей (ТО и разрешение). Правда, приехать и сразу пройти диагностику нельзя — работают по записи.
— Самые загруженные станции — это № 235 и 53 Гродноавтосервиса на проспекте Космонавтов, № 2 в переулке Победы и № 10 на улице Суворова, — рассказал заместитель начальника филиала УП «Белтехосмотр» в Гродненской области Андрей Игнатович. — Думаю, к концу месяца очереди исчезнут. Те, кто хотел пройти техосмотр, это уже сделали.
К слову, не все автомобили проходят «экзамен» с первого раза, примерно 10–15 % отправляют на повторный техосмотр. Препятствием чаще всего становятся неисправные тормоза, световые приборы, подвеска, нарушенные параметры дымности или содержания CO.
Справка «ВГ»
За отсутствие техосмотра предусмотрен штраф — от 1 до 3 базовых (от 29 до 87 рублей). По информации ГАИ Гродно, в прошлом году в области за это оштрафовали 4842 водителя.