Гродно стал первым, где появилось постоянное железнодорожное сообщение на землях современной Беларуси. 27 декабря 1862 года было открыто движение на участке Поречье — Гродно Петербургско-Варшавской магистрали. Недаром на юбилейной монете 2012 года, посвящённой 150-летию этого события, изображён старый гродненский вокзал.
Железнодорожная жизнь нашего города била ключом. Больше полувека чугунка была главной транспортной артерией города. Ежегодный грузооборот станции Гродно насчитывал более 5,5 миллиона пудов (1 пуд равен 16,38 килограмма). О том, как была устроена железная дорога больше 100 лет назад, подробно описано на страницах газеты «Наше утро».
В 1912–1914 годах в газетах часто встречались краткие сообщения об отъезде или прибытии губернатора, архиерея, вице-губернатора, городского головы. Давали информацию о приезде и проводах значительных особ из Вильно (в то время центр генерал-губернаторства) или Санкт-Петербурга.
Не раз сообщали о проезде высокого начальства через Гродно. Чаще всего оно следовало в Варшаву или по личным делам, как, например, министр иностранных дел Сазонов, который направлялся в своё имение на отдых.
На случай неожиданной остановки на гродненском вокзале собирались представители местной администрации. 17 февраля 1913 года экспрессом из Варшавы в Санкт-Петербург ехал министр внутренних дел империи Н. А. Маклаков. Гродненский губернатор В. Н. Шебеко встречал его заранее в Белостоке, а в Гродно ожидало гражданское, военное начальство и духововенство. Министр из вагона не вышел, только ненадолго принял коменданта Гродненской крепости генерала Кайгородова и вице-губернатора Столярова.
В то время пассажиры в зависимости от средств могли приобрести билеты в вагонах I, II, III, а с 1912 года и IV (бюджетного) класса. Самый дешёвый билет на скорый поезд из Санкт-Петербурга в Варшаву стоил 4 с половиной рубля (при зарплате рабочего 30 рублей). Начиная с 1913 года для удобства пассажиров расписание движения стало вводиться на целый год, а не по сезонам, как ранее. Составы опаздывали в основном из-за снежных заносов. Администрация железной дороги жёстко отслеживала график движения, машинистов штрафовали на десять копеек даже за минуту задержки.
Пассажиры всех классов имели право брать с собой одного ребёнка до пяти лет бесплатно, если он не занимает место. С 1914 года хотели ввести детские билеты, как за границей. При этом они выдавались не по возрасту ребёнка, а по его росту. Дети ниже 20 вершков (вершок — 4,4 сантиметра) едут бесплатно, от 20 до 25 вершков — за четверть стоимости билета, от 25 до 32 вершков — за полцены, кто выше — за полную.
Бесплатным был проезд для сотрудников железной дороги и членов их семей, сельской полиции и лиц согласно специальному распоряжению Министерства путей сообщения (такими, например, в декабре 1913 года были учителя – делегаты 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования).
За багаж, как взятый с собой, так и оставленный в специальном вагоне, приходилось платить. Вещи по прибытии доставлялись пассажирам за отдельную плату прямо домой. В случае задержки железная дорога платила компенсацию, для чего были введены специальные квитанции.
С грубостью и халатностью персонала поездов боролись. Через прессу информировали о том, что проводники не имеют права заходить в купе без предупредительного стука, открывать окна по своему усмотрению без согласия пассажиров. Поездная бригада должна заботиться о чистоте вагона, о должном освещении. В каждом вагоне, согласно указанию администрации дороги, появившемся в марте 1913 года, должна быть аптечка для оказания первой медицинской помощи.
По примеру вюртенбергской (южно-германской) железной дороги, с 1913 года вводились особые вагоны для перевозки больных пассажиров. Они были разделены на помещения: одно — для больного с кроватью посреди вагона, второе — для провожатых со спальным местом, кухней и местом для льда, третье — уборная для больного, четвёртое — два купе второго класса для посторонней публики на шесть мест. Больной или его родственники отдавали за проезд с комфортом солидную сумму.
Уже в те времена были вагоны для некурящих и курящих пассажиров, о чём напоминали плакаты в купе, коридорах и уборных. Вагоны-рестораны пассажиры посещали по графику, начиная с первого класса. Причём при себе нужно было иметь проездной билет.
В 1913 году был решён вопрос с азартными играми, ведь поезда стали излюбленным местом шулеров. Они обыгрывали доверчивых пассажиров и успевали скрыться от полиции. Причём выбирали в основном пригородные составы, где и остановок больше, и время движения меньше. Именно в них играть в карты строго запрещалось. В поездах дальнего следования, считало руководство, «было слишком сурово запрещать всякую игру в карты».
Как альтернативу азартным играм Министерство путей сообщения разрешило фирме «Экспресс» прикреплять к составам, находящимся в движении более суток, вагоны, в которых проходили киносеансы. Билет стоил 50 копеек.
Служба на железной дороге была престижной и высокооплачиваемой. Зарплата рядовых работников была в среднем 600 рублей в год. Министерство постоянно отслеживало уровень их жизни и принимало меры для улучшения ситуации. После работы специальной ведомственной комиссии летом 1912 года было принято решение о введении квартирных доплат (за жильё и отопление) и надбавок с учётом дороговизны в той или иной местности.
Женщин на работу брали, но существовали ограничения для замужних. Причём инициатором лимита выступило Министерство просвещения, обеспокоенное, видимо, тем, кто будет заниматься воспитанием детей дома.
Для сотрудников в служебном помещении вокзала была библиотека технической литературы.
Вокзал в то время находился на окраине города. В нём особой популярностью пользовался ресторан. Когда он закрывался на ночь, загулявшие посетители переходили в буфет, работавший круглосуточно. В здании имелись залы ожидания согласно купленным билетам трёх классов.
Интересно, что одной из главных проблем в эти годы для посетителей вокзала был беспокойный сосед, некто Эпштейн, чей земельный участок примыкал к зданию. Он без предупреждения ни с того ни с сего закрывал проход, ведущий через его участок, вынуждая спешащих на вокзал совершать круг через поле. Эпштейн, видимо, был человек настроения, но открывал путь ещё до того, как жалобы доходили до администрации города.
Самая крупная за пятьдесят лет авария на железной дороге произошла 10 февраля 1913 года. Газета назвала её «небывалостью, сенсацией». Ажиотаж был таков, что жандармам с трудом удалось сдерживать публику, «валившую к месту несчастия».
По словам начальника станции К. Г. Гепнера, дежурный помощник Петрушкевич ввиду загруженности совершил ошибку, дав разрешение на прибытие товарного поезда (51 вагон), когда все пути на станции были заняты. Это привело к столкновению с пассажирским составом (32 вагона). Машинист Антон Кособоко пытался остановить состав, но было поздно. Оказались разбиты паровоз и восемь вагонов. К счастью, обошлось без жертв, так как пассажирский поезд был пуст, а в товарном кроме машиниста и помощника находились крестьянин Осип Габич и его лошадь. Все остались живы.
В тот же день ремонтные бригады очистили путь и движение возобновилось. Специальная комиссия тщательно расследовала происшествие. Итоги не обнародованы, однако начальник станции Гепнер покинул свой пост. Он, к слову, всячески защищал помощника Петрушкевича, давая ему лестную характеристику и объясняя его ошибку переутомлением.
Из газет известно немало случаев воровства в поездах. Так, от преступников потерпели слушатели сельскохозяйственных курсов, у которых, «джентльмены удачи» украли пять рублей. Чтобы стащить часы у мальчика, воры вырезали карман пиджака. Ловкачи были схвачены, правда похищенное было уже продано.
Некий подросток Яновский покусился в поезде на деньги, но был задержан. До этого юноша обокрал на гродненском вокзале солдата.
После прошедшей строем по перрону станции бравой 2-й роты 103-го Петрозаводского полка пропала корзинка с монетами на 300 рублей. Хозяин пропажи, некий Дубецкий, засмотрелся на военных, но потом пришёл в себя и обратился в полицию. Благодаря розыску, проведённому унтер-офицером жандармерии Косткиным, деньги обнаружили в казармах полка.
Большим успехом полиции стала поимка известного вора Сигизмунда Высочинского, специалиста по золотым часам. Он был задержан на вокзале, а его напарник Павлов — в чайной на Софийской площади.
Денис ТАРАСЮК, историк