С нашей собеседницей встретились у неё дома. В просторном зале на разложенном книжном столе — куча самых разных поделок. Многие из них, например подставки, утеплители на кружки, кастрюли и чайники, можно использовать в хозяйстве. На диванах лежат связанные Людмилой Петровной платья, кофта, платок и кардиган. На стене — картина «Три богатыря», вышитая крестиком её мамой.
— И эти сумки сделала сама. Одна — из обычных пластиковых крышек на банки, вторая — из ободков бутылок из-под молока. Соседка хотела под ноутбук забрать, — показывает рукодельница. — А вот этот арбуз, сказал как-то внук, никому не отдавай, он на нас аппетит нагоняет.
Людмиле Петровне 63 года, но её активности и подвижности можно позавидовать. Женщина признаётся, что и минуты не просидит без дела.
Мастерица родом из Улан-Удэ, отец её военнослужащий, мать — главный бухгалтер. Однако очень любила шить и окончила курсы кройки и шитья. Когда маленькой Люде было девять месяцев, семья переехала в Гродно. Шьёт и вяжет сколько себя помнит.
— Всегда мечтала стать модельером. В девятом классе попросила маму записаться на курсы по вязанию и вместе с ней ездила, так как по здоровью у меня инвалидность первой группы, одной ходить было нельзя — вдруг приступ. В одну поездку с мамой в Польше столько крючков купили, что до сих пор ими пользуюсь, — рассказывает народный мастер.
После школы хотела поступать в техникум лёгкой промышленности в Ленинграде, но по здоровью не взяли. Пошла в Барановичский техникум на техника-технолога. После учёбы стала работать в отделе технического контроля на «детской игрушке».
— На миллиметр строчка в сторону — я заставляла переделывать. Меня там из-за этого не любили, — вспоминает Людмила Петровна.
Некоторое время работала в ателье, выполняла индивидуальные заказы. Потом стала шить для родных и соседей.
— Соседка попросила юбку, а после и другие увидели, стали спрашивать. Я им всё шила — и юбки, и халаты, и платья. Весь подъезд обшила, — смеётся рукодельница. — Дочке платье связала, себе кофту и платок — такого на рынке не найдёшь.
С крючками и спицами Людмила Петровна не расстаётся даже в больнице, хотя брать их туда не полагается.
Узоры для вязания находит в книгах и журналах или… запоминает на одежде прохожих.
— Раз ехали с мамой в автобусе. Мне понравился один узор, я так засмотрелась на него, что чуть не потерялась. Зато всё запомнила, дома записала, петельки-ряды посчитала и начала вязать. А бывает, в журнале нашла узор, схему расшифровала, связала — и вот уже салфетка. У меня под сто их разновидностей, — хвастается народный мастер.
Выкройки, по которым потом шьёт игрушки, находит в журналах и подгоняет под нужный размер. Дома стоит немецкая швейная машинка Veritas. Её ещё сорок лет назад привезла в подарок из Ленинграда тётя Людмилы Петровны.
В ход обычно идут остатки ткани, ниток и другие подручные средства.
— Одеяло ватное хотели выбросить, но я его разорвала и использовала в игрушках. Дочерям, когда они учились в школе, говорила, чтобы шли на мою специальность, но не захотели. Ведь без шитья никуда. Средняя дочь работает в гидромете, но шьёт всё что угодно, а старшая — шторы и тюли, — заключает мастерица.
Людмила Петровна занимается и вышивкой — сейчас задумала изобразить знаки зодиака.
Людмила Жук состоит в обществе инвалидов. С членами общества народный мастер объездила Гродненскую область. Была в литературно-краеведческом музее в Гудевичах и на фестивалях инвалидов в Минске, участвовала в одном из первых фестивалей национальных культур в Гродно и побывала на «Славянском базаре в Витебске». Отмечена дипломами, благодарственными письмами Дома народного творчества.
У Людмилы Петровны три дочери, шесть внуков и правнучка. К Новому году она решила сшить для них стадо бычков. Четыре фигурки выполнила за неделю, четыре — в процессе. Весёлые игрушки положит родным под ёлочку.