Дети стали интересоваться миром вокруг
Встреча журналистов с родителями произошла еще 16 ноября. Но этот материал мы публикуем сейчас, потому что только сейчас редакция получила ответ от горисполкома.
На улице Цегляной, что рядом с областным Дворцом творчества детей и молодёжи много лет существует дошкольное учреждение «Зелёная полянка». Двухэтажному зданию на вид не меньше полувека, но выглядит оно свежим и аккуратным: с пластмассовыми окнами, покрашенным фасадом. На территории высокие туи, а само заведение огорожено разукрашенным в яркие цвета забором.
В специальном детском саду № 7 воспитывается около 40 детей с особенностями психофизического развития. Они разделены на четыре группы по 10–12 человек в каждой, что позволяет обеспечить малышам индивидуальный подход. С детьми-аутистами занимаются не только воспитатели, но и логопеды, учителя музыки и физкультуры.
У входа мы поговорили с родителями воспитанников. Они пригласили журналистов гродненских СМИ, чтобы рассказать о ситуации, которая разворачивается вокруг сада. Им нужна помощь, чтобы отстоять свой садик.
— Появились слухи, что наш садик закрывают. Администрация это пока официально не подтверждает, но нам намекают, что со следующего учебного года наших детей переведут в другие сады. Это психологическая травма для малышей, — говорит Дмитрий, папа одного из воспитанников. — Мы против этого, потому что в обычных садах с детьми-аутистами никто из педагогов не будет персонально заниматься, как это происходит здесь.
Сыну Дмитрия 4,5 года. Ромка ходит в сад полтора года. За это время родители видят прогресс в развитии ребёнка: если раньше он ничего вокруг себя не замечал, то сейчас стал более активным и видит мир по-другому. Ему стало интересно то, что его окружает.
Заведующая знает всех ребят поимённо
— Нам говорят, что в саду не выполняются некоторые нормы: нет бассейна и спортзала, но ребятам-аутистам эти объекты не нужны. Многие малыши боятся воды, у некоторых она вызывает болевые ощущения, словно их в крапиву бросают. Это же касается и физкультуры: дети пассивные, сядут в уголок и будут сидеть. Для них обычные занятия не подходят, есть специальные упражнения, — продолжает Дмитрий.
Родителям нравится заведующая садом Любовь Габрусевич. Она работает здесь много лет и знает поимённо всех воспитанников. За это время подобрался профессиональный и дружный коллектив педагогов, которые с душой относятся к детям.
Говорят, что отдельные группы аутистов будут организованы в других садах. Мамы и папы особенных детей беспокоятся, смогут ли с малышами работать другие педагоги, понимают ли они специфику воспитания.
— В садике у многих ребят есть свои ритуалы. После того как одного мальчика привели родители, он прячется в шкафчик, а затем приходит воспитательница и забирает его оттуда. Скажите, разве этим будут заниматься в обычных садах? Никто и никогда! — добавила мама ещё одного воспитанника, смахивая слезу с лица.
Готово ли общество принимать аутистов?
Мамы говорят, что часто сталкиваются с непониманием других родителей в магазинах или на детских площадках:
— Взрослые не могут объяснить своим детям, что малыши с особенностями развития тоже дети, и имеют право на обычную жизнь. Мы хотим, чтобы нашим деткам предоставили достойные условия, а не считали их обузой, просили прятать и никому не показывать.
Люди удивлены — детей с аутизмом становится всё больше, а садов — меньше. Такое учреждение есть и в Октябрьском районе — специальный ясли-сад № 5 на проспекте Янки Купалы.
— Нужно открывать новый сад на сто деток, а не закрывать существующий на пятьдесят, — возмущаются родители.
Ходят разговоры, что в сад переедет центр реабилитации инвалидов с улицы Гая.
Что говорят в отделе образования
В отделе образования горисполкома уверяют, что детский сад №7 не закрывается. На наш запрос, который мы подготовили в конце ноября, получили ответы за подписью начальника отдела Андрея Семанчика. Публикуем их.
Как сейчас работает детский сад?
— ГУО «Специальный детский сад №7 г. Гродно» в настоящее время работает в штатном режиме. Сейчас в ДУ №7 воспитываются 42 ребенка с нарушениями психического развития и трудностями в обучении.
Правда ли, что в следующем году детский сад будет расформирован? Ели да, то по каким причинам?
— Исходя из мирового опыта, развитие системы специального образования предусматривает активное включение в инклюзивный процесс, когда дети с особенностями психофизического развития растут и обучаются рядом с обычными детьми. Поэтому мы идем по пути, когда специальных учреждений становится меньше, а групп интегрированного обучения и воспитания в обычных общеобразовательных учреждениях — больше.
Если детский сад все-таки будет расформирован, что будет с детьми и педагогами? Значит ли это, что группы с особенными детьми появятся в обычных садах? Кто тогда будет воспитывать детей?
— Родителям предлагалось определить детей в учреждения дошкольного образования по месту жительства, где были бы созданы специальные группы, так как семьи воспитанников ДУ №7 живут в разных районах города. Воспитателей при согласии трудоустроят в те же дошкольные учреждения.
Если детский сад все-таки будет расформирован, в каких целях используют освобожденное здание?
— Вопрос использования здания будет решать учредитель для размещения объекта социального назначения (не связано с коммерческой деятельностью).
Сколько сегодня в Гродно воспитывается детей с особенностями развития (аутистов) в детских садах и школах?
Вопрос посчитали некорректным.
Планируется ли в городе создание новых учреждений образования для детей-аутистов?
— В городе имеется возможность обучать детей-аутистов. Специальные детские сады открывать не планируется. И детский сад №7 закрывать мы не будем — родителям беспокоиться нечего.