С 1 января плата за коммунальные услуги может быть меньше, если в подъезде не убирают, не работают лифт или домофон, в квартире холодно или слишком жарко, а капремонт затянулся на долгие месяцы.
Новое постановление Совмина № 654 от 16 ноября определило, в каких случаях жировки станут легче и что нужно для перерасчёта. В документе содержится перечень критериев качества ЖКУ, список работ по техобслуживанию домофонов и периодичность их выполнения, а также уточнены требования к проведению независимой экспертизы, если потребитель не доволен качеством жилищно-коммунальной услуги.
Рассчитывать на перерасчёт за коммунальную услугу можно, если она не соответствует критериям качества.
Например, температура горячей воды в кране менее +50 или более +75 градусов или в квартире холодно (меньше +18 градусов) или, наоборот, слишком жарко (более +24 градусов), за исключением аварийных ситуаций. Инженерные системы дома функционируют с перебоями, конструктивные элементы неисправны или капремонт затянулся, есть претензии со стороны жильцов — это тоже повод обратиться с жалобой на некачественное оказание услуги.
Пересчитать коммуналку могут, если подъезд не убирают или убирают не по графику, есть перебои в работе лифта, а в случае аварийной ситуации с момента поступления звонка из кабины лифта до освобождения пассажира прошло более 15 минут.
На перерасчёт можно рассчитывать, когда не вовремя вывозят мусор, не работают домофон или камера видеонаблюдения (а также данные в системе видеонаблюдения сохраняются менее 72 часов), есть сбои в работе канализации (допустимый перерыв — 24 часа в случае аварии на сетях) или подаче газа, часто выключают электричество, а качество питьевой воды не соответствует нормам.
Плату за техобслуживание дома, вывоз мусора пересчитают всем жильцам дома. Но суммы за техническое обслуживание лифта и уборку подъезда — только жильцам подъезда, где услуга не была оказана или оказана с недостатками.
Для этого нужна независимая экспертиза. Она может проводиться за счёт жильцов ЖКУ, а также специальной комиссией. В комиссии должно быть не менее трёх человек.
Для проведения независимой экспертизы нужны письменное заявление потребителя, ТС или ЖСПК в произвольной форме, копии претензионного акта и мотивированного письменного отказа организации ЖКХ или копия обращения с уведомлением его исполнителю, если оно не рассмотрено в срок.
В заявлении нужно указать свои фамилию, имя, отчество, адрес, название и местонахождение организации собственников, адрес и цель проведения независимой проверки, название ЖКУ, по которой надо провести независимую проверку, название коммунальной службы.
Потребитель может предоставить и другие документы, которые могут быть необходимы для проведения независимой экспертизы.
Помимо акта независимой экспертизы или судебного постановления, необходимы претензионный акт, акт о неподтверждении объёмов и качества выполнения основных ЖКУ. Последний составляется представителем исполкома или администрации района, уполномоченного лица, ТС или ЖСПК в трёх экземплярах.
Перерасчёт за услуги ЖКХ за один и тот же период производится только один раз.
Документом определён перечень работ по техобслуживанию домофонов и периодичность их выполнения. Каждый месяц специалист должен проверять исправность домофона, чистить и смазывать устройство замка, минимум раз в квартал чистить переговорный пульт, раз в год проверять блок питания, разветвительные коробки, чистить считыватель электронного ключа, по мере необходимости устранять причины короткого замыкания в линии связи и линии электропитания, красить переговорный пульт и монтажный ящик, ремонтировать и регулировать отдельные блоки и узлы домофона, дверной доводчик, восстанавливать кабельные соединения, линии связи, короба до квартиры потребителя и другие работы.