Больше десяти лет в гимназии № 4 действует историко-краеведческий музей. В 2007 году исследователям-энтузиастам удалось связаться с последней владелицей имения Старый Августовок Нелли О’Бриен де Ласси де Буркас, хранительницей истории своего рода. В письмах она прислала эксклюзивные фото, по телефону рассказала об интересных фактах, семейных преданиях. В музее появилась экспозиция, посвящённая творчеству Нелли. Вспомним о представительнице старинного семейства.
В 1927 году де Ласси переезжают из Белостока в имение Августовок под Гродно. Поселились во флигеле, так как дворец был разрушен и на восстановление требовались большие средства. Руины, парк хранили секреты былых времён, легенды, предания, пробуждающие в воображении девочки картины прошлого. Она представляла королевские балы, охоту, прогулки короля с Екатериной Великой. Игры проходили в тени вековых деревьев, берег одного из прудов стал любимым местом. Когда Нелли подросла и дворец был частично восстановлен, специально для неё подготовили комнаты в центральной его части.
Фантазии пополнялись рассказами отца об исторических корнях семейства, о далёкой Ирландии, откуда происходил род, о знаменитых и героических предках. Яркие образы наполняли гордостью, пробуждали высокие чувства — так формировалась артистическая натура будущей художницы. В двенадцать лет, болея скарлатиной, девочка нарисовала автопортрет, на акварельном рисунке изобразила Августовок.
Среднее образование Елена получила в женской гимназии имени Эмилии Плятер (здание бывшей доминиканской гимназии на Советской улице), которая считалась одной из лучших во Второй Речи Посполитой. По культурной принадлежности Нелли считала себя полькой, по корням — ирландкой, а по гражданству — аргентинкой.
Она писала: «У меня три Родины: Августовок, место, где я родилась и прошло моё детство; Ирландия, откуда происходил мой род и где создавал своё славное имя; и Аргентина, где я живу вот уже более пятидесяти лет».
В доме всегда было много гостей, причём разных национальностей и вероисповедания. Отец Нелли не любил снобов, ценил умных, образованных, сердечных, искренних людей. Черты гостеприимства, расположения к окружающим были привиты девочке с детства. В те времена воспитание детей доверяли гувернанткам. И особой связи у Нелли с её мамой не установилось. Тем более что родители жили каждый своей жизнью. Только преданность отцу была безоговорочной. Но потеряла она его очень рано, когда ей было десять лет. С той поры осенняя пора, облетающие листья и запах сухих яблок вызывали у неё тяжёлые воспоминания.
Нелли росла, как и все девушки её возраста, в атмосфере романтики и оптимизма. Среди её подруг была Галина Кособуцкая, которая стала знаменитой польской актрисой.
Дворец был разграблен, разворовали каплицу, вскрыли склеп и в поисках богатств выбросили из крипты останки представителей рода О’Бриен де Ласси.
Из Литвы девушка с матерью перебрались в Германию. Добровольно или были вывезены немцами — тяжело сказать, этот факт Нелли всегда обходила стороной. В Мюнхене провели военные годы.
После войны Нелли поступила на архитектурные курсы Мюнхенского университета, училась под руководством профессора Долгаста, потом в Вене у профессора Гроуна Ротмайера, при этом особый акцент придавался акварели и свободному рисунку. Однако, недоучившись, в 1950 году выходит замуж за архитектора югослава Эвольда Корена, и молодая семья переезжает в Аргентину.
За двенадцать лет она вдоль и поперёк объезжает Южную Америку, работая по программе эмиграции беженцев Интернациональной католической эмиграционной комиссии. Нелли становится художницей, однако подготовка на архитектора дала ей навыки в отражении строгости линий, придания глубины, композиции.
В Буэнос-Айресе посещала студии художников и однозназчно выбрала акварель. В 1957 году её картины впервые были выставлены в художественной галерее в Буэнос-Айресе. Художники Латинской Америки были мало кому известны в мире. С одной стороны, это недостаток. С другой — изолированность позволила выработать оригинальный стиль.
В 1962 году Нелли под влиянием группы художников из Флориды переезжает в Майами и следующие семь лет разрывается между Аргентиной и США. Жизнь в Штатах оказала сильное воздействие на становление художницы. Она много чему научилась у друзей — Ведэмана, Арамескуса, Риверона. В 1968 году возвратилась в Аргентину, где и оставалась до последних дней.
В 1973 году госпожа О’Бриен де Ласси посетила Гродно и не узнала его. Город будто утратил характер, который придавала старинная архитектура. Она с трудом нашла место, где стоял их дом, с болью смотрела на заброшенную родовую каплицу, где был похоронен её отец. В 1975 году она вновь приезжает в Гродно со своей выставкой, которая прошла в Новом замке, тесно знакомится с гродненцами. «Это совершенно другое население. Тоже замечательные, исключительные люди, но другие», — делает она вывод.
В 1992 году Нелли побывала в Литве и встретила одноклассницу, которая рассказала о событиях, произошедших в имении О’Бриен де Ласси в 1939 году. Елена, ведомая долгом перед отцом и родственниками, связывается с Гродненским горисполкомом и настаивает на проведении раскопок и перезахоронении останков. Гродненские власти откликнулись на её просьбу, но провести перезахоронение не удалось из-за неоконченности работ по реставрации каплицы, нехватки средств на эксгумационный анализ. В 1995 году Нелли приехала в Гродно и вместе с ксендзом Пашкевичем, представителем городских властей Мойсеёнком и историком Пивоварчиком установила крест на месте погребения останков.
После 2000 года ждали тяжёлые испытания: смерть мужа, перелом руки. Вернуться к творчеству она не смогла, но до последних дней (умерла в августе 2012 года) поддерживала молодых художников.
В августе 2009 года в Буэнос-Айресе в арт-галерее «Вермеер» открылась выставка творчества Нелли О’Бриен де Ласси под названием «Память тревожных изображений».
Всего было организовано 38 персональных выставок, состоялось немало коллективных экспозиций в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, США, Германии, Ирландии, Беларуси, Испании, Польше и Австрии. Картины художницы находятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира, их репродукции используют в поздравительных открытках.