Всё больше родителей отдают предпочтение частным школам. Спрос, что называется, породил предложение — в последнее время такие учреждения образования в Беларуси растут как грибы после дождя. Первая и пока единственная частная школа открылась и в Гродно. Как там учатся дети и сколько стоит учёба, узнавала корреспондент «Вечернего Гродно».
Оксана — молодая мама. В этом году её шестилетний сын Вадим пошёл в первый класс в частную школу.
— Для меня самое главное — здоровье ребёнка. А какое может быть здоровье, если в одном классе сидит тридцать человек? Тут в классе всего трое, — объясняет Оксана. — В советское время я сама училась в обычной школе и знаю, что это такое, — внимания тебе почти не уделяют. А тут к каждому ребёнку индивидуальный подход, хорошие педагоги — я всегда была за индивидуальное обучение.
По прописке Вадим относится к 15-й школе, но так как ребёнок два года занимался в развивающем центре, одарённый, попробовали поступить в гимназию. Оксана подала документы в три — в городскую на улице Парижской Коммуны и в две, что рядом с домом и с работой, но во всех отказали — тех, кто не по прописке, не берут.
— Я молила бога, чтобы в нашем городе открылась частная школа, и, к счастью, это случилось. Теперь лишь бы денег хватило, всё-таки обучение недешёвое. Если финансы не будут позволять, в 15-ю школу всегда возьмут, — говорит Оксана.
Частная средняя школа в Гродно — это филиал минского частного учреждения образования. Учебное заведение находится в здании фабрики «Акцент». 1 сентября за парты сели ученики всех классов, кроме девятого и одиннадцатого.
— В нашей школе каждый ученик получает только ту отметку, которую заслуживает. Может случиться такое, что родители, возможно, не согласятся с выставленными оценками. Чтобы этого избежать, мы решили не набирать учащихся в выпускные классы, — пояснила директор школы и соучредитель Марина Лазарчик.
Учебное заведение аккредитовано, и по окончании выпускники получат аттестаты об образовании государственного образца. Они дают такие же права при поступлении в вузы, как и аттестаты, полученные в государственной школе.
Здесь учатся в основном дети из обеспеченных семей, поскольку потянуть учёбу, прямо скажем, не каждому по карману — в месяц нужно платить 550 рублей.
Уроки начинаются в 8:30 и длятся по 45 минут, между ними — перемены. Дети учатся только по будням, в неделю у них от 30 до 34 уроков. Все занятия проходят в одном кабинете. В школе нет второй смены, а в классах — не более десяти человек.
Детям задают домашнее задание, но у каждого оно своё, в зависимости от уровня знаний. Ребята не носят учебники домой (они, кстати, такие же, как и в государственной школе).
— Минобразования оцифровало все учебники. Чтобы не носить их каждый раз в школу и обратно, дети дома открывают электронную версию и находят, что им нужно. Мы обходимся и без тетрадей на печатной основе. У каждого учителя своя авторская методика преподавания, свои программы и дополнительные пособия, — говорит директор школы.
В частной школе учитель ставит оценки в электронный журнал, к которому есть доступ у родителей.
Ребята учатся по школьной программе, утверждённой Министерством образования. Но дополнительно углублённо изучают английский язык и STEM-дисциплины — логику, образовательную робототехнику, программирование, компьютерную грамотность (создание презентаций, метод слепой печати, графический дизайн, создание сайтов, SEO и SMM).
В частной школе есть и трудовое обучение, и физкультура.
— В старших классах трудовое обучение организуем на том уровне, на котором возможно. В младших этот урок проводится в полном объёме, — пояснила Марина Леонидовна. — Что касается физкультуры, в течение недели ребята занимаются общей физической подготовкой, для этого есть отдельное помещение, а для аттестации ребят пригласим учителя физической культуры.
Как таковых факультативов, стимулирующих или поддерживающих занятий нет: если ребёнок плохо усвоил тему, учитель объяснит её ещё раз после уроков.
При неблагоприятной эпидемической ситуации школа готова перейти на дистанционное обучение. Для этого создана образовательная платформа на базе Microsoft: там есть и видео-уроки, и интерактивная доска, и обмен фотографиями в режиме онлайн, учитель может отследить, все ли ученики на занятии.
В частной школе нет требований к тому, как должен одеваться ребёнок. Главное — одежда должна быть удобной и опрятной. Однако с дисциплиной строго. За несоблюдение требований (не выполнил домашнее задание, сидит на уроке в телефоне, мешает учителю проводить занятие) ученика могут отстранить от занятий.
Обедов в столовой нет — дети едят то, что им положили с собой родители. Питание как в государственной школе тут не организовано.
Кстати, кто и как будет забирать ребёнка из школы после уроков, родители решают сами, поставив в известность школу. Нет групп продлённого дня для учеников первых и вторых классов.
Вместо классного руководителя — куратор
Учебный процесс помогает организовать куратор. У педагогов нет классного руководства, они занимаются своими непосредственными обязанностями — обучением детей.
— Мы даём учителю возможность заниматься своей работой. Мы сделали всё, чтобы у нас работали лучшие педагоги, но, я уверена, их намного больше, чем в частной школе. И многие из них работают давно и качественно. Просто здесь учителю дали возможность работать с десятью учениками и не грузят преподавателя дополнительными задачами, — говорит Марина Лазарчик.
Массовые мероприятия, спортивные соревнования, походы в кино, театр или музей — всё это организуют, но только по желанию и с общего согласия родителей, детей и педагогов.
Частные школы регистрируют по заявительному принципу при условии предоставления соответствующих документов. Кроме того, они должны в течение года, но не позже чем за три месяца до первого выпуска, пройти аккредитацию, иначе не смогут выдавать выпускникам аттестаты государственного образца. Нужно представить документы в департамент контроля качества образования Минобразования. Требования к частным школам такие же, как и к государственным: соблюдение законодательства, помещения должны соответствовать санитарным и пожарным нормам. Оцениваются качество образования и соответствие заявленному виду.
— Не все частные школы подают документы для аккредитации. Были и случаи отказа. Сегодня только девять школ аккредитованы — это, как правило, те учреждения образования, которые работают давно, — рассказал начальник управления контроля качества образования и государственной аккредитации департамента контроля качества образования Минобразования Александр Ладыгин.
Сейчас, по данным министерства, в Беларуси открыто около двадцати частных школ.