Десять лет назад мало кто верил, что в Беларуси можно выращивать арбузы, а сегодня в фермерском хозяйстве под Гродно собирают сладкую ягоду весом до двенадцати кило. О том, как это возможно в нашем климате, рассказали фермер Андрей Хоха и доктор сельскохозяйственных наук Александр Аутко.
Фермерское хозяйство «ДжерАгро», в котором занимаются арбузами, находится в сорока километрах от Гродно, в деревне Глядовичи Мостовского района. Когда мы приехали, рабочая смена на бахче была окончена, несколько рабочих собрались ложками есть арбузы, которые треснули во время сбора. Трактор свозил большие ящики с урожаем к складу.
— Мы их срываем и складываем между рядами. Потом загружаем в большие ящики, которые стоят на платформе с колёсиками, и трактор их убирает, — пояснила женщина.
Фермер Андрей Хоха и его отец Сергей угостили нас сладким лакомством.
— Начиналось с грядки возле дома, которую десять лет назад посадил мой папа, агроном. Были арбузы и по двенадцать кило, которые ели сами и раздавали родне, — рассказывает фермер. — Серьёзно выращивать ягоды начали три года назад: с участка в десять соток плантация выросла до пяти гектаров.
Фермер говорит, что самый сладкий сорт из тех, что выращивали, — «Романза». Его посадили в этом году. Плоды в среднем весят пять-шесть килограммов. Для роста используются почвенные удобрения, а вместо гербицидов от сорняков — чёрная плёнка, которой устилают ряды.
— Она помогает не только от сорняков, но и держит тепло. Стелем плёнку и через дырочки вручную высаживаем рассаду. Сажалка для молодого фермерства — дорогое удовольствие, но междурядное пространство чистим от сорняков специальным агрегатом, — объясняет Андрей Хоха.
Семена от своих арбузов для посадки не годятся, их заказывают за границей и в мае проращивают в кассетах с мини-горшочками. Кстати, для опыления цветков фермер установил возле поля ульи с пчёлами. В этом году под плёнкой проложили дорогостоящий капельный полив, но использовать его не удалось.
— Неман рядом, а поливать водой оттуда не могу, нет разрешения на водопользование. Нужно пройти разные инстанции, но я в одном лице и водитель, и тракторист, и бухгалтер, и грузчик. Каждый день в четыре часа утра встаю и в двенадцать ночи ложусь. Тридцать тысяч растений спасли дожди, но в последний месяц созревания арбузу нужно только солнце, слишком много влаги — плохо, — рассказывает фермер.
Андрей Хоха признаётся, что собирает со своего поля около 200 тонн, но этого мало, чтобы наладить реализацию в крупные торговые сети.
— Два дня назад паниковал, не знал, куда их девать. В прошлом году одна крупная сеть пообещала взять, но сейчас сказали, что этого мало, — сетует фермер. — Но мои арбузы попадают к ним, но только через посредников, которые покупают у меня по 60–70 копеек за кило, а продают дороже.
Арбузы фермера попадают в торговые сети Гродненского и Мостовского районов, а также на прилавки столичных магазинов.
Для того чтобы выйти на промышленные масштабы, говорит Андрей, нужно отказаться от выращивания других культур: помидоров, лука, моркови, капусты.
— Хоть это сложно и дорого, потому что приходится использовать ручной труд, да и зарабатываешь с килограмма максимум пять копеек, но отказаться от них пока не могу. Можно сделать ставку только на арбузы и в один год прогореть, потому что с погодой не повезёт, — размышляет фермер.
Андрей Хоха разводит яблоки. Вместе с мамой несколько лет назад обустроил около дома теплицу с тюльпанами, которые продавали к 8 Марта.
— Первый год попробовал, и моя «прибыль» составила минус две тысячи долларов. Потом посадил ещё больше и тоже всё не продал — охапками раздавал проходящим мимо женщинам, — рассказывает о рисках фермерства Андрей.
Весь доход, говорит, идёт на строительство склада. Два года назад купил на аукционе за одну базовую старое здание котельной в Глядовичах, взял в кредит трактор. В следующем году планирует удвоить площади и попытаться добиться большей урожайности — четыре-пять плодов с растения, а не два.
Несколько лет в хозяйстве пытаются вырастить дыни. В этом году они получились сочные и сладкие, но плантации пока небольшие.
Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Гродненского аграрного университета Александр Аутко был одним из первых, кто доказал, что в Беларуси можно выращивать арбузы. Будучи руководителем Института овощеводства, он двенадцать лет назад побывал на фестивале арбуза под Волгоградом и загорелся идеей популяризовать бахчеводство на родине. Под его руководством проводились первые эксперименты на полях Кобринского района, которые помогли установить лучшие способы разведения южной культуры в наших широтах. Послушать, как странный профессор предлагает выращивать в нашем климате ягоду из тёплых краёв собралась вся деревня. Эксперименты получились удачными, и учёный стал помогать с выращиванием арбузов в промышленных масштабах нескольким фермерским хозяйствам страны.
— Мы можем развивать бахчеводство. Брестская и Витебская области в этом больше преуспели, в Гродненской освоение пока только начинается. Но теперь многие знают, что наш климат позволяет арбузу накапливать сахар, — говорит Александр Аутко. — Кстати, белорусские арбузы почти не содержат нитратов — показатели в два-три раза ниже допустимых, у привозных они могут зашкаливать. При этом стоимость наших арбузов в два раза меньше.