За последние несколько лет киоски «Табакерка» заполонили весь город. Их ставят на остановках, возле магазинов и даже рядом с роддомом и больницами. Многие гродненцы считают, что табачных павильонов в Гродно стало чересчур много, а некоторые из них и вовсе нужно убрать. Подобные обращения в редакцию «Вечернего Гродно» приходят регулярно.
В редакцию позвонила читательница Людмила Васильевна. Она живёт в доме на улице Советских Пограничников, что рядом с «Алми». Несколько недель назад возле магазина, напротив БСМП, поставили «Табакерку».
— Через дорогу — больница скорой помощи, рядом лесопарк Лососно, здесь всегда ходит много школьников. Зачем этот киоск тут нужен? — недоумевает пенсионерка. — Наша улица короткая, а «Табакерок» на ней столько, сколько нет ни на одной другой — каждые двести-триста метров.
Женщина считает, что ещё одному табачному павильону на улице Советских Пограничников не место.
Мы прошли вдоль улицы и посчитали, сколько там «Табакерок». На 1,9 километра мы насчитали четыре табачных киоска: три из них расположены на остановках, один — возле «Алми», рядом с детским аттракционом.
Первые специализированные киоски с табачными изделиями появились в Гродно ещё в декабре 2013 года. Это были павильоны «Табак», и продавали там сигареты Гродненской табачной фабрики «Неман». Как писала тогда «Вечёрка», за первые месяцы 2014 года в нашей области установили 200 киосков, половину из них — в Гродно. Гродненцы неоднозначно отнеслись к новшеству и написали петицию против табачных киосков. Под ней подписалось пять тысяч человек, но павильоны так и остались стоять.
А в 2018 году началась эпопея с «Табакерками». В Беларуси стали создавать негосударственную сеть по торговле табачными изделиями. Инвестпроект реализовывало СЗАО «Энерго-оил», подконтрольное бизнесмену Алексею Олексину. С 1 августа 2018 года компания стала единым оператором по продаже табачных изделий ОАО «Гродненская табачная фабрика». Часть жёлто-синих киосков стали менять на серо-коричневые, на павильонах появились новые названия — «Табакерка». Сейчас здесь продают не только табачные изделия, но и зажигалки, кофе, жвачки, талончики и проездные билеты. Некоторые киоски стоят, но до сих пор не работают.
Мы обратились в филиал «Гродно-табак» СЗАО «Энерго-оил», чтобы узнать, сколько киосков «Табакерка» уже установлено в городе, сколько планируется ещё, соблюдаются ли нормы по их размещению, как проект создания сети по торговле табачными изделиями вяжется с пропагандой здорового образа жизни и что делать тем, кто против «Табакерок». Директор филиала Андрей Киселевский отказался от комментариев. Мы ему направили официальный запрос, но ответа пока не получили.
За информацией мы также обратились в управление торговли и услуг управление экономики горисполкома, но от комментариев там отказались и попросили прислать официальный запрос.
В октябре прошлого года гродненцы написали петицию по поводу установки «Табакерок» в непосредственной близости от школ, детских садов, учреждений здравоохранения, культуры и спорта и на специально оборудованных велодорожках.
«Доступность и навязчивая реклама направлены на увеличение потребления табачных изделий. На наш взгляд, подобная практика дискредитирует идею здорового образа жизни и сводит на нет все предыдущие положительные результаты государства, направленные на снижение уровня потребления табака. Торговые объекты с названием «Табакерка» являются даже не скрытой, а прямой рекламой сигарет и других табачных изделий», — было написано в петиции.
Своё обращение авторы петиции обосновывают тем, что есть Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака, которую ратифицировала и Беларусь. Согласно документу, к 2025 году в стране уровень употребления табака гражданами от 15 лет и старше должен снизиться минимум на 30 процентов по отношению к уровню потребления в 2010 году. По мнению авторов петиции, установка «Табакерок» полностью противоречит этой программе.
Подписавшиеся под петицией, а их было более 680 человек, просили размещать табачные киоски на расстоянии 500 метров от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта и определить на окраине города два-три места под специализированные торговые объекты по продаже табачных изделий.
Обращение направили в горисполком и получили ответ о том, что размещение нестационарных торговых объектов «Табакерка» не противоречит нормам законодательства.
Запрещённые места определены Декретом Президента Беларуси № 2 от 24 января 2019 года. Например, нельзя размещать табачные киоски в специализированных детских магазинах, на территориях и в помещениях учреждений физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительных организаций, учебных заведений, в учреждениях культуры, медицины, в санаторно-оздоровительных организациях и других.
По данным Белстата, на начало 2019 года в Беларуси курил почти каждый четвёртый человек 16 лет и старше (23,8 % населения). Чаще всего курят люди в возрасте 30-39 лет (их 35,1 %). Больше всего курильщиков в Гомельской и в Могилёвской областях — 27,4 и 27,0 % соответственно. Меньше всего — в Брестской и в Гродненской (19,7 и 20,7 %). Жители деревни курят чаще горожан — 26,8 против 22,7 %.