В Гродно полным-полно необычных топонимов, однако даже на этом фоне название этого района звучит странно. Про гродненскую Палестину наверняка слышали все, однако не многие здесь бывали. Корреспонденты «Вечернего Гродно» прогулялись на «ближневосточной» окраине города и узнали, как живут и какие проблемы решают «палестинцы».
Любопытно, но на главный вопрос, который возникает при посещении Палестины, нет однозначного ответа. Большинство местных жителей не могут объяснить, откуда взялось такое название. Даже 80-летние бабушки, которых мы встретили, не знают.
— Мы тут живём с рождения, и всегда нас называли Палестиной. Мы никогда не задумывались над этим. Жили и жили, а как зваться — это нас в последнюю очередь волновало, — говорит одна из пенсионерок.
Остаётся выдвигать различные предположения. Версий много, вот одна из них. Когда здесь начали селиться (конец 1930-х годов), эта часть Гродно была застроена слабо, район находился на удалении от центра, на окраине — далеко, как до Палестины. Эту версию поддерживают историки.
— Мы привыкли называть что-то далёкое Камчаткой, а в те годы, видимо, удалённые места называли Палестиной. Стоит отметить, что тогда большую часть населения Гродно составляли евреи, и они желали вернуться в край, где были бы счастливы. Но это далеко и попасть туда трудно — вот и была на устах такая мечта. Что интересно, наша Палестина находятся на юге от города. Хотя упоминаний о том, что там селились евреи, я не встречал, — рассказал гродненский историк и краевед Ян Лелевич.
Первые жилые постройки появились на Палестине до войны, в конце 1930-х годов. На аэрофотосъёмке, сделанной в первые дни Великой Отечественной, видны несколько домов, которые начинают формироваться в улицы. Гродненская Палестина активно застраивалась после войны — на домах можно встретить надписи «1955» или «1961».
Сейчас здесь более 150 домов, и это число увеличивается за счёт новостроек. Самые свежие домики, которые выглядят очень богато, вытянулись между двумя заправками со стороны томинского леса. Некоторые дома достраиваются, но кое-где кипит жизнь.
— Мы получили участок как очередники. В принципе районом довольны: недалеко центр города, через 200 метров выезд на объездную дорогу. Есть центральные коммуникации, это заметно упростило стройку. В целом мы вложили свыше 200 тысяч долларов, и это не окончательная сумма, так как нужно ещё многое доделывать, — признаётся хозяйка Дарина.
Для тех, кто не хочет самим строиться, есть вторичная недвижимость. В интернете хватает объявлений о продаже домов в Палестине. Так, за полдома 1957 года постройки (60 квадратных метров) просят 126 тысяч рублей. Дом 1966 года на 80 «квадратов» оценивается в 163 тысячи. Из новостроек за коттедж без отделки 2013 года и площадью 300 квадратных метров просят 277 тысяч рублей. Одно из самых дорогих предложений — двухэтажный кирпичный особняк с тремя хозяйскими гостиными и одной гостевой спальней, который был построен в 2006 году. За него нужно выложить 605 тысяч рублей.
Современная Палестина — это как бы небольшой остров, имеющий свои плюсы и минусы.
К плюсам жители относят близость к центру города, хороший выезд на кольцевую дорогу. Живут компактно, все друг друга знают. Гродно отсюда виден как на ладони.
— Тихо, спокойно, машина милиции у нас редкость, — говорит Ольга. — Кругом добрые и отзывчивые люди. Можно сказать, спим, не запираясь на замки. Да, много молодёжи переезжает в другие районы, но многие говорят, что у нас тут настоящий рай по сравнению с «панельками».
Тем не менее хватает и проблем. Прежде всего они касаются инфраструктуры. Одна из главных — дороги. Кое-где дорожное полотно почти идеальное, однако стоит заехать вглубь, как повсеместно встречаются выбоины и колдобины. Со стороны объездной есть участки с гравийным покрытием. Обращались в администрацию района, чтобы проехал грейдер, однако пока тихо.
Усложняет ситуацию то, что, по сути, Палестина — это транзитный район. Тут немало автоцентров и автомастерских, куда съезжаются десятки машин. Рядом находится ГАП-2, где базируются грузовики и фуры. Тяжёлая техника разбивает асфальт, хотя въезд многотонным автомобилям в район запрещён. Многие родители опасаются отпускать детей играть на улицу из-за потока машин.
В район ходит 14-й автобус. Говорят, что хотелось бы рейсы почаще, но и так нормально. С июля по кольцевой начали ходить бесконтактные троллейбусы. Раньше ближайшими были 7-й и 14-й маршруты, курсирующие на улице Суворова.
— Транспорт — это ладно, тут почти у всех свои машины. Реально назрела проблема с магазином. У нас есть только «Родны Кут», однако купить там можно только самое элементарное — хлеб, молоко, что-то из колбас. Магазин ежедневный, но работает до 21:00. Если опоздал, нужно идти на АЗС, где очень дорого. Хотелось бы иметь магазин с хорошим ассортиментом и временем работы до 23:00, — отмечает наша собеседница Елена.
Кстати, в Палестине должно было появиться кафе. Компания «Автофан» заняла участок возле лукойловской заправки, чтобы к январю 2020 года построить СТО с кафе. Однако на участке до сих пор растёт бурьян.