На здании на улице Карбышева, 17, где сейчас находятся Гродненская областная научная библиотека им. Е. Ф. Карского и главное управление Нацбанка РБ по Гродненской области, есть табличка, что это историко-культурная ценность и его архитекторы — С. Волкановский и М. Щука. Если первое утверждение верное, так как здание действительно является памятником архитектуры начала 1930-х годов, то второе — наоборот. Ошибочное утверждение «перекочевало» в другие издания и в итоге появилось на охранной табличке.
О здании по улице Карбышева известно не очень много. Авторы указывают на его стилистические особенности и пишут о том, что в нём размещались банковские организации. Учитывая специфику учреждения, историки скорее не обращали должного внимания на эту жемчужину гродненского конструктивизма межвоенного времени.
Как свидельствует инвентарный план здания, завершённый в июле 1936 года, гродненское отделение Польского банка начали строить 10 сентября 1930 года. Вся проектная документация по зданию была выполнена в августе 1930 года, и 25 августа того же года план строительства был утверждён в Воеводском управлении — Дирекции общественных работ в Белостоке (номер протокола 973).
Возведением здания занимались две фирмы: Ю. Гумовский и В. Максимович (инженеры из Вильно) — с 10 сентября 1930 года до 17 марта 1932 года, на завершающей стадии строительства — фирма инженера В. Белькевича из Варшавы (с марта 1932 года по июнь 1933 года). Предварительная сдача в эксплуатацию состоялась 12 мая 1932 года, окончательная — 3 июня 1933 года.
На тот момент здание на улице Наполеона (так в межвоенное время называлась современная улица Карбышева) было самым высоким публичным строением в Гродно и одним из самых больших по площади — более 12 тысяч квадратных метров.
Стоит отметить и то, что самое современное оборудование для банка привезли из разных городов Польши. Так, центральным отоплением занималась фирма «Полесе» из Пётркова-Трыбунальского, прокладкой водопровода и канализации — фирма «Инсталлятор» из Варшавы, электрической арматурой, звонками и громоотводами — фирма инженера Скудро.
Одним из самых выразительных и важных элементов стали банковские сейфы. Гродненские старожилы упоминают то американские, то английские сейфы и рассказывают, что перед немецким наступлением в 1941 году их не смогли открыть советские банковские сотрудники. Правда ли это, сложно сейчас сказать, но точно известно, что сейфы приехали не из Англии и не из-за океана, а из Варшавы. Их, как и дверные рамы и окна, изготовила фирма Густава Готтшалка в 1931 году (тогда она находилась на улице Вольносць, 18). Мебель и другое оборудование внутри здания были спроектированы дизайнером Ю. Хехлиньским из Быдгощи, изготовлением занималась фирма К. Швахулы из Варшавы. Электрика для банка приехала от знаменитой фирмы «Филипс», фирм А. Шмаленберг, братья Борковские и А. Марциняк из Варшавы.
В настоящее время в здании сохранились не только оригинальные сейфы, светильники, мраморные лестницы, но и двери, различные элементы лестниц и некоторые другие декоративные элементы, которые подчёркивают его архитектурный стиль и переносят посетителя на 80 лет назад. Благодаря переезду областной библиотеки в конце 2019 года сейчас большинство желающих может увидеть интерьеры «гродненского небоскрёба».
Информацию о здании и его строительстве не так давно опубликовал историк Андрей Вашкевич (его статья вышла на польском языке и не все гродненцы наверняка смогли с ней ознакомиться). В инвентарном плане указан автор архитектурного проекта здания — Ян Климашевский.
Простой поиск во Всемирной паутине дал не очень много сведений: Ян Климашевский упомянут как архитектор гродненского банка, а также здания факультета авиации Варшавского политехнического института. Мне помог один из моих коллег, журналист Томаш Отоцкий, который интересуется периодом 1920–1930-х годов. Он подсказал книгу в Национальной библиотеке в Варшаве — один из томов писем Элизы Ожешко.
В ней сказано, что Ян Климашевский родился в 1897 году в городе Славуте Волынской губернии (сейчас это город в Хмельницкой области Украины) в семье Войтеха и Станиславы. Войтех Климашевский был лесничим и в тот период работал у князей Сангушко, которым принадлежала Славута. Станислава Климашевская (в девичестве Гожковская) была племянницей Моники Гожковской и с 1892 по 1896 год жила в доме Элизы Ожешко в Гродно. Молодая семья Климашевских поддерживала близкие связи с писательницей, она стала крёстной матерью их первенца Яна. Правда, крёстная не могла приехать в Славуту на крещение и её в костёле заменяли Моника и Зофья Гожковские.
Из писем Ожешко известно, что маленький Ян Климашевский бывал вместе с родителями в её доме неоднократно: в 1899, 1901, 1902 годах (и, вероятнее всего, позже). В одном из писем 1909 года Ожешко даже упомянула, что «маленький Ян Климашевский звонит мне по шесть раз в день по телефону». Несколько месяцев позднее Ожешко писала о том, что племянник болеет и, возможно, не сможет завершить учебный год. В другом письме знаменитая гродненка указывала, что Ян Климашевский, одиннадцатилетний подросток, несмотря на успехи в учёбе, болеет и даже потерял сознание в школе. Она отмечала, что это последствия перенесённой малярии: семья вынуждена была путешествовать по Российской империи вслед за отцом Войтехом, нанимавшимся на работу в лесном хозяйстве в разных местах: от Минщины до Вологодской губернии.
Тем не менее Ян Климашевский оправился от болезней, закончил школу, в 1929 году стал выпускником Варшавского политехнического института и получил диплом инженера-архитектора.
Кроме здания в Гродно (Климашевский со своим проектом победил в специальном конкурсе на его возведение), архитектор в 1930-е годы был автором проекта памятника объединения польских земель в Гдыне (совместно с Тадеушем Рытаровским и Леоном Марком Сузиным) и конкурсного проекта перестройки одного из варшавских банков. После Второй мировой войны Ян Климашевский консультировал издателей собрания писем Элизы Ожешко. Архитектор прожил долгую жизнь и умер в 1980 году в Варшаве.
Гродненская история хранит много забытого и неразгаданного. Имя архитектора Яна Климашевского заслуживает не только памяти и благодарности потомков, но и возвращения его в городское пространство. Охранную табличку наверняка стоит поменять и указать на ней имя настоящего архитектора.
Андрей ТИХОМИРОВ, историк и культуролог