Живут всё лето
На улице +28, но на просёлочных дорогах, где гуляет ветер, зной ощущается легче. Мы держим путь за деревню Жукевичи, что в десяти километрах от Гродно. Здесь располагаются два товарищества «Текстильщик-Жукевичи» и «Теремок». Чуть дальше за лесом — «Кожевник-Жукевичи». Участки раздавали в 1980 году работникам автобусного парка и тонкосуконного комбината. Для автолавки покупателей хватает: от молодых семей с детьми до пенсионеров.
Автомагазин облпотребобщества приезжает в «Теремок» по вторникам и четвергам. Первые покупатели появляются за сорок минут до прибытия и занимают лучшие места в тени на остановке. На лавочке — две пенсионерки, молодая мама с детьми и ребята школьного возраста. Пожилые гродненки приехали на дачу в мае и возвращаются в город лишь на несколько дней, чтобы отплатить «коммуналку» и полить цветы. Есть те, кто живёт на природе постоянно.
— В жару на огороде не работаем, пришли пораньше. Вообще дел хватает: собираем ягоды, делаем коктейли, — смеётся пенсионерка Тереза.
— Плохо, что водки в автолавке нет, — хохочет её подруга Настя.
— Як гэта не прывозяць, плоха глядзiш!
— Сваю трэба рабiць, а не купляць, — подключается к разговору сидящий у дороги мужчина.
В Неман насыпали химию
Говорят, что в автолавке большой выбор продуктов: овощи, фрукты, молочное, мясо, колбаса, хлеб. Правда, молодёжь жалуется, что редко бывает мороженое.
Разговор прерывает сирена грузовика: автолавка проносится через дачный посёлок и держит путь в сторону Немана, где машину ждут «Турист», «Принеманское», «Связист» и «Строитель». Автомагазин приедет в «Теремок» в 15:10. Пока наступает время новостей.
— Каждый день смотрим телевизор. Передали, что рыба в Немане задохнулась, мы переживаем, — качает головой Тереза.
— Кто-то химии насыпал сверху, не может быть, чтобы столько рыбы погибло, — делятся версиями бабушки.
— Как можно такое сказать, что рыбе в Немане от жары кислорода не хватило? — возмущается мужчина. — Я рыбачу пятьдесят пять лет и знаю, что если рыбе жарко, она уходит на глубину, ям в Немане хватает. Корреспондентам скажут, они и напишут брехню.
Не обошли бабушки тему выборов. Подписи за кандидатов они не ставили, но за ситуацией следят и голосовать пойдут. Спросили, за кого.
— Я за бацьку, — отвечает баба Настя.
— А я за Цепкало, — говорит Тереза.
— Нiякiх цепкалаў, толькi бацька! — стоит на своём пенсионерка. — Выберуць другога, аўталаўкi не будзе.
Сколько стоит дача
Автомагазин задерживается. На остановку подтягиваются покупатели, занимают «виртуальную» очередь и прячутся в тень. Молодая мама рассказывает, что это их первый сезон в «Теремке». Дачу выбирали долго.
— Планировали поехать на море, но из-за коронавируса отменили, поэтому лето проводим здесь. Детям нравится, ради них дачу покупали, — говорит молодая мама.
Купить дачу можно и сейчас. Рассказывают, что цены на участок с домиком начинаются от трёх тысяч и могут достигать десяти тысяч долларов. Спрос есть, участки активно берёт молодёжь, потому что близко к городу, есть родники, рядом лес и Неман.
Танцуют каждые выходные
— Только посмотрите, какая тут красота! И ещё Адамово озеро есть, — подключается к разговору Мира.
— Там свадьбы проводят, каждые выходные музыку включают, а мы тут танцуем, — смеётся ещё одна собеседница пожилого возраста.
Автолавка опаздывает на сорок минут. Видимо, у других дач большие очереди. Одни нервничают, другие сохраняют спокойствие и радуются, что можно посидеть и пообщаться.
К остановке подходит пенсионер Николай в майке со скорпионом. Бабушки подвигаются и дают мужчине сесть посередине лавки, как самому почётному дачнику.
— У нас ветерок, пахнет цветами, всё хорошо — так и напишите, — важно говорит Николай.
Тем временем вдалеке раздаётся сигнал, и через мгновение к остановке подъезжает магазин. Уставшая продавщица открывает прилавок и начинает работать.
— Мороженого опять нет… — Дети, ждавшие больше часа, грустно расходятся.
Разговоры утихают, к окошку выстраивается очередь. Мам с маленькими детьми пенсионеры пропускают вперёд. Народ покупает хлеб, сметану, молоко, кефир, йогурт, колбасу, крабовые палочки, сыр и алкоголь. Мы насчитали в ассортименте больше пяти видов хлеба.
Можно купить медицинские маски и перчатки, заказать необходимые продукты. Сбоку на кузове висят плакаты с профилактикой коронавируса и требованием соблюдать дистанцию.
— Будем жить! Главное, чтобы нас коронавирус не съел, — говорит баба Настя и с полной сумкой продуктов отходит от кассы.
Лето в «Теремке» набирает силу.