С начала года цены в Беларуси выросли на 5,4 %. Всё бы ничего, но по прогнозу на 2020 год годовая инфляция не должна превысить 5 %. Выходит, за четыре месяца перевыполнен годовой план!
Тема номер один в магазинах — цены. Покупатели отмечают, что резкого роста не произошло, но в нынешних условиях даже изменение на несколько копеек ощутимо.
— Мне наши магазины напоминают шоу иллюзионистов: каждый день новый сюрприз! — говорит в одном из гипермаркетов Михаил, гродненец предпенсионного возраста. — Взять бананы. Пару дней назад они стоили 2,59 рубля за кило, недавно стали 2,79. В другом магазине сети лежат по 2,99. Заметно подорожали молоко, кефир, творог. Сухие завтраки были 6,99 рубля за 700 грамм, стали — 7,49.
Единственное спасение от роста цен — свой огород, шутит Михаил. Причём думает купить электропечь, чтобы самому готовить хлеб. Магазинный — дорогой и невкусный.
— Недавно покупала рулет из курицы за 8,95 рубля, а сегодня он стоит 9,36. Молочные продукты подорожали, особенно йогурты и сыры. На многие сладости — зефир, печенье — изменились цены. Всё растёт, кроме зарплаты, — сетует в продуктовом магазине покупательница Марина.
Фото из архива
Рост цен признают и в Нацбанке. Отмечают, что в начале года потребительские цены, наоборот, немного снижались. Однако всё изменилось в марте, когда экономика ощутила «негативное воздействие сформировавшихся внешних факторов».
арод начал запасаться на случай карантина и устроил «хапун», разбирая гречку, сахар, «защищающие» от коронавируса овощи и фрукты, товары первой необходимости, включая туалетную бумагу. Сказалось падение курса рубля.
— На ускорение базовой инфляции в первом квартале 2020 года повлияло, прежде всего, увеличение потребительского спроса на продукты питания с длительным сроком хранения, на отдельные товары первой необходимости. Оно было вызвано неопределённостью относительно будущей ситуации, связанной с введением многими странами ограничительных мер в целях борьбы с распространением инфекции COVID-19, — рассказали в Нацбанке.
Чтобы остановить рост, власти определили список социально значимых товаров, цены на которые регулирует государство. Туда вошли рыба, мясо, молочные продукты и другое — всего около тридцати позиций. Было принято решение не продавать белорусскую гречку в другие страны.
Фото из архива
О текущей ситуации и положении к концу года рассказал старший финансовый аналитик «Альпари» Вадим Иосуб:
— На рост цен в марте – апреле повлияли коронавирус и последовавший резкий спрос на товары длительного хранения. Ведь чем больше спрос — тем выше цена. Что видно по итогам апреля и начала мая? Дефицита ни на один из товаров сегодня нет. Плюс перестали расти доллар и евро, поэтому на валютном рынке образовалось спокойствие. Цены в дальнейшем однозначно изменяться. Какие будут показатели, зависит от действий властей. Важно — задействуют ли печатный станок, чтобы преодолеть последствия кризиса. Это уже происходит, правда не так явно. Если всё так и сохранится, то к концу года получим инфляцию 8 процентов.
В апреле больше всего подорожали овощи и фрукты — лук (+38,8 %), чеснок (+30,4 %), цитрусовые (+25,8 %). Выросли цены на перец (на 22,5 %), морковь (14,8 %), помидоры (13,3 %), картофель (11,7 %), яблоки (11,6%), гречку (11 %).
Молочные продукты «прибавили» из-за того, что на 15,3 % выросли цены на коровье молоко у производителей. Зерновые культуры стали дороже на 30 %, что сказалось на цене птицы: на 22,3 % подорожало мясо индейки, на 8,1 % — куриное. На потребительском рынке сохраняется опережающий рост цен на крупы (10,4 %) и молочные продукты (7,5%).