В Беларуси становится больше магазинов формата «жесткий дискаунтер». Покупателям они нравятся низкими ценами, однако представители «обычных» торговых сетей недовольны конкурентами. Дескать, те не соблюдают ассортиментный перечень и закупают товар по серым схемам. Вопрос подняли на уровень правительства. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли не исключают закрытия «Светофоров». «Вечерний Гродно» выяснил, в чем обвиняют магазины дешевизны и что по этому поводу думают гродненцы.
Первый «Светофор» открылся в Гродно в мае 2018 года. Появление торговой точки нового формата было сродни революции: продукты питания и промтовары предлагались по весьма низким ценам. Это достигается за счёт снижения издержек: в магазинах нет витрин, холодильников, большого штата сотрудников. Товар выкладывается в зал в коробках, складских помещений нет. Здесь нельзя купить скоропортящиеся продукты. Для покупателей не предусмотрены акции, дисконтные карты, рассрочки.
Вскоре в городе открылся второй «Светофор». В целом по стране их стало около двадцати. Торговые сети, не желая уступать, открыли похожие варианты. Появились дискаунтеры «Бруснічка», но вскоре закрылись. Теперь развивается сеть «Грошык» (недавно в Гродно открылся первый магазин).
Однако у руководства некоторых торговых сетей деятельность «Светофоров» вызвала недовольство. Ассоциация розничных сетей направила письмо на имя министра торговли. В нём сообщалось, что в дискаунтерах пренебрегают санитарными и противопожарными нормами и правилами. Указывалось на отсутствие систем вентиляции, отопления, противопожарной сигнализации, несоблюдение температурных режимов хранения и реализации, продажу продуктов с истекшим сроком годности. Отдельно обращалось внимание на несоблюдение ассортиментного перечня.
«В связи с поступившими на нас жалобами были проверены все магазины. Мы продолжаем работать дальше, потому что было выявлено всего несколько нарушений вроде «не обозначен наклейкой пожарный выход» или «надорвана упаковка продукта». Мы всё исправили! У нас всё соответствует законодательству РБ», — ответили владельцы «Светофоров».
Жаловались и покупатели. На возросшее количество жалоб с их стороны указывал первый вице-премьер Дмитрий Крутой. По его словам, возникают вопросы «у граждан, которые получают товары непонятного качества по непонятной цене». Он подчеркнул, что сейчас нет чётких механизмов работы таких магазинов.
По приказу министра Министерства антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича от 16 марта в отношении компаний – учредителей «жёстких дискаунтеров», в первую очередь популярных магазинов «Светофор», будет проведено антимонопольное расследование. Их обвиняют в том, что не соблюдаются ассортиментные перечни и используются незаконные схемы при закупке товара.
«У нас есть все основания для введения более жёстких мер реагирования. Самыми крайними могут быть восстановление лицензирования розничной торговли с требованием доведения доли отечественных товаров до уровня национальной продовольственной безопасности. Правительству могут быть даны полномочия на разработку порядка применения скидок субъектами торговли. Предусматривается также установление ответственности за нарушение требований законодательства о торговле, предоставление МАРТ, Минздраву и Госстандарту полномочий проведения внеплановых проверок и приостановления работы объектов», — отметил Владимир Колтович.
По итогам антимонопольного расследования планируется не только установить факт наличия либо отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, но и определить понятие «жёсткий дискаунтер» и установить требования для создания чётких и понятных условий работы, добавили в министерстве.
Мы попытались связаться с руководством «Светофора», однако нас попросили написать электронное письмо. Список вопросов был направлен, но ответ мы до сих пор не получили.
Журналисты «Вечернего Гродно» спросили у гродненцев, есть ли у них претензии к магазинам низких цен и нужно ли их закрывать.
Ульяна, 22 года, маркетолог:
— Закрывать я бы не стала, всё-таки там закупаются многие. Но сделать более качественной выкладку не помешало бы: товар разбросан, ценники не соответствуют тому, что на полках. Больше внимания уделять состоянию стеллажей.
Кирилл, 32 года, предприниматель:
— Я не люблю эти магазины. Прежде всего из-за качества товаров. Всё какое-то невкусное, дешёвое. Таких невкусных чипсов нигде не видел. По мне, лучше переплатить, чем есть лишь бы что. Но пусть каждый выбирает сам, туда же никого не загоняют.
Игорь, 29 лет, электромонтёр:
— Там чаще всего покупаю сладости, чипсы и макароны. Качество, конечно, не очень, но за свои деньги вполне приемлемо. Мне не нравится отсутствие корзинок для продуктов и огромные очереди, особенно по выходным. Я бы посоветовал набрать больше сотрудников, чтобы покупатели у касс не простаивали. Закрывать не нужно: я уверен, точно такие же нарушения можно найти и в других магазинах.
Надежда, 45 лет, работница банка:
— Недавно купила в «Светофоре» кофе за небольшие деньги. Итог — там его больше не покупаю. Лучше переплатить, чем пить это. Кофе безвкусный. Пусть торгуют как хотят, но я теперь дважды подумаю, прежде чем туда идти.
Пётр, 62 года, водитель:
— Нормальный магазин, часто туда хожу. Плохо, что не купить молока или хлеба, тут бы низкие цены не помешали. С нашими пенсиями самое то.
На днях журналистам «Вечернего Гродно» стало известно, о том, что в Гродно планируют открыть еще один «Светофор». Он разместится по соседству с магазином б/у одежды «Мегахенд» на улице Санаторной, 1.
В Гродно готовится открытие третьего магазина «Светофор» — смотрите, где и когда он запустится