Во время реконструкции Старого замка во внутреннем дворе было найдено множество артефактов — от боевого вооружения древних защитников Замковой горы до монет и украшений. Среди находок — странная плинфа, испещрённая тонкими ровными линиями.
Возможно, полоски были нужны для лучшего сцепления тонкого и широкого обожжённого глиняного кирпича с известковым раствором. Плинфа, скорее всего, изготовлена раньше, чем первые образцы «пальчатки». По своим размерам она может датироваться XII — серединой XIV столетия. Такой образец существует в единственном экземпляре, и многие тысячи штук изученной сотрудниками музея плинфы таких насечек не имели.
На уникальной плинфе насечки нанесены не хаотично, а по определённой системе. Линии строго параллельны, почти идеально ровные, основные из них сделаны наискосок, причём как в одну, так и в другую сторону, своими перекрестиями образуя ровную сетку. Всего в этой сетке примерно 19 или 20 пересекающихся линий клеток. В одной такой полной линии 14 целых клеток и 2 половинки. Дополнительно, более на одной половине образовавшейся палетки, нанесены и продольные линии, идущие поперёк постели кирпича, их около полутора десятка. Хорошо просматривается и строго очерченная рамка, образующая прямоугольник. Всё это напоминает шахматную доску, но сделанную «на косую». Возможно, плинфа использовалась кирпичными мастерами как доска для какой-то старинной настольной игры.
В средние века настольные игры были популярны. На замчищах Гродненщины не раз находили старинные шахматные и шашечные фигурки. Недавно в ходе раскопок во дворе Старого замка обнаружили деревянный фрагмент древней шахматной доски с отчётливо нанесёнными клетками игрового поля. Но, помимо шашек и шахмат, в странах Европы, с которыми у древнего Гродно существовали тесные торговые и культурные связи, имелось и много иных настольных развлечений. Ближе всего к нам были земли Скандинавии.
Похожие доски использовали в двух играх скандинавского происхождения — хнефатафл (ещё называли «тафл», «таблут» или «тавлеи») и «Лиса и гуси».
Первые упоминания о хнефатафле относятся к III веку нашей эры. Впоследствии викинги завезли её в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию и Древнюю Русь. С распространением шахмат эта игра постепенно была забыта. Доски для хнефатафла делали с нечётным количеством клеток — от 7×7 до 19×19. Игроки иногда пользовались костью (кубиком), которая показывала максимальное расстояние, на которое можно переместить фишку, или позволяла двигать фишку (чёт — двигает, нечет — не двигает). Фишки делали из рога, кости, стекла, дерева, янтаря, камней и других материалов. Королевская фишка называлась Hnefi («кулак»). Король выделялся своим размером. Белая королевская фишка ставилась в центр доски, её окружали другие белые фишки. Чёрные ходили первыми. Описания правил практически отсутствуют, и поэтому достоверно неизвестно, как именно играли варяги.
«Лиса и гуси» — настольная баталия для двух игроков, в средние века распространилась по всему европейскому континенту. В Германии известна как «Fuchs im Huhnerhof» («Лиса в курятнике»), в Голландии — «Schaap en wolf» («Овцы и волк»). Для неё использовалась доска с 33 или 37 полями. В древнейшем варианте 13 «гусей» расставляли на трёх нижних горизонталях доски с 33 полями, а игрок-«лиса» ставил свою шашку на любое свободное поле. Начинали игру «гуси», целью которых было запереть «лису». Противник стремился не дать этому случиться. Игроки ходили поочерёдно, передвигая шашки по горизонтали или вертикали (а также по нарисованным диагоналям) на любое свободное поле. «Лиса» могла «съесть» одного или нескольких «гусей» за один ход, перескочив через них, как в шашках, на свободное поле.
На найденной плинфе, как в игре «Лиса и гуси», тоже есть горизонтали и диагонали, но разметка отличается. К тому же особенность плинфы — небольшие клеточки, а потому фишки должны могли быть маленькими. Возможно, в их роли выступали белые и чёрные семечки, вишнёвые косточки, небольшие деревянные фигурки, монетки.
Размеченную плинфу могли применять в качестве счётной доски. Подсчёты велись при помощи камешков, косточек, монеток и т. п., которые раскладывались на полосах и клетках. Такие доски назывались абаками. В Европе они окончательно вышли из употребления лишь в XVIII веке.
Наша плинфа могла использоваться для подсчёта кирпича. Большое количество рядов клеток вполне объяснимо. Ведь для той же Коложской церкви XII века использовался кирпич нескольких видов и размеров и другие строительные материалы. Это и обычная плинфа двух видов 25х16х3 см и 29,5х17,5х4, и фасонная (фигурная) плинфа нескольких видов для кладки декоративных элементов храма, и толстый кирпич улучшенного качества для строительства колонн внутри храма, а также голосники, майоликовая плитка разного профиля и прочее.
Отдельно вёлся подсчёт бракованной плинфы. По одной версии, плинфу испытывали на прочность, бросая её об землю или об камень. Если кирпич ломался, его дробили на цемянку, которую добавляли как наполнитель в известковый раствор. По другой версии, кирпич выбраковывался при помощи молотка-кирочки. Если он звенел при ударе инструментом мастера, это означало высокое качество изготовления. Если же звук был глухой, значит, плинфа недостаточно обожжена или, наоборот, перепалена в огне либо состав шихты (смеси глины с песком для производства кирпича) подобран неверно. Брак использовался для забутовки внутренних рядов кладки стен и других не столь «ответственных» элементов здания.
При помощи разлинованной плинфы могли проводиться промежуточные подсчёты, а итоги вносились в письменный документ, на берёсту или пергамент. Но тогда зачем кирпич разлинован «на косую», что неудобно для ведения счёта?
Вопрос остаётся открытым. В любом случае найденный археологами артефакт уникален. Как рассказали сотрудники музея, он будет использован в обновлённой экспозиции.
Кстати
В запасниках музея хранится большая коллекция образцов плинфы и старинного большемерного кирпича. Там можно увидеть плинфу с отпечатками рук и пальцев мастеров, их босых ног, лап домашних животных, с буквами кириллицы и латиницы, геометрическими знаками, символами, пиктограммами и даже древними скандинавскими рунами.
редположительно всё это — знаки мастеров-производителей кирпича или иногда его заказчика.
С конца XIV столетия на наших землях встречается и большемерный кирпич с продольными, реже с поперечными или косыми бороздками на постели, сделанными пальцами рук во время изготовления — так называемая «пальчатка». Эти бороздки были нужны для лучшего сцепления с раствором.