Бабушка, откуда сало? Чем живут и чего боятся торговцы стихийных рынков

Гродненцам хорошо знакома уличная торговля на улицах Антонова и Полиграфистов, где можно купить от книжек и значков до колбасы, яиц и молока «made in деревня». Такие «рынки» находятся и в микрорайонах города: на Фортах, Врублевского, возле универсама «Брест», других местах. Мы решили выяснить, что происходит на стихийном рынке на улице Антонова и как идёт борьба с нелегальными торговцами.

Покупать или нет товары «с земли», каждый решает сам. Кто-то на свой страх и риск берёт молоко, разлитое в пластмассовые бутылки, сало или домашнюю колбасу. Качество — это лишь слово продавца. Какова цена такой гарантии, проверишь на личном опыте. Попытки могут быть грустными. В нынешнем году в колбасе, которую продавали нелегалы, обнаружили кишечную палочку.

Городские власти всерьёз взялись за борьбу с хаотичной торговлей и решили навести порядок в местах, где она процветает. Милиция, налоговые, санитарные и коммунальные службы Гродно провели десятки рейдов. Нарушителям адресовались профилактические беседы, на так называемых «злостных» составляли протоколы.

Активные меры дали результат: стало тихо на Фортах, торгующий картошкой из микроавтобуса мужчина на Врублевского теперь принимает заказы и развозит товар до подъездов. А что же на Антонова? Мы побывали на месте, чтобы узнать, куда делись бабушки.

Вместо продавцов — предупреждающие надписи

В пятницу на улице Антонова было пусто. На тротуаре, где обычно возникают самодельные ряды, стоял щит, подготовленный Гродненским зональным центом гигиены и эпидемиологии: «Покупатель, задумайся о безопасности продуктов, приобретаемых в неустановленных местах». Рядом эпидемиологи добавили ещё несколько предупреждающих надписей о том, что нелегальные торговцы занимают антисанитарные места, не соблюдают правила личной гигиены и вообще неизвестно, здоровы ли они сами.

Предупреждения внимательно читал дедушка с тележкой, который, пожалуй, как и мы, удивился тому, что базара нет.

Но одну бабушку всё-таки застали. Она сидела на перилах возле цветочного магазина, разложив на тротуарной плитке целлофановый пакет. На «витрине» — три куска сала, фасоль и ещё какая-то мелочь, в сумке — ветки вербы.

— Бабушка, откуда сало? — интересуемся.

— А во тут рядом дзярэўня, семь километраў ад горада, — женщина испугалась, увидев у нас фотоаппарат.

Спросили, не боится ли она штрафов и почему не идёт на мини-рынок.

— Дык тут няма с чым ісці на той рынак, я ж нічога не маю, — разводит руками бабушка, но по сторонам смотрит.

Приманка в багажнике

Related Post

Поднимаемся выше по Антонова и, не доходя до мини-рынка, замечаем в парковочном кармане обклеенные самодельной рекламой «жигули». Если раньше вдоль дороги с транспорта торговали, то сейчас машины выполняют рекламную функцию. Обещают доставить картофель до подъезда. Для пущей убедительности в открытом багажнике заметна приманка — сетка крупного картофеля по 86 копеек за кило. Сам продавец торгует в это время на мини-рынке. Здесь же удалось найти бабушек, которые пришли с тротуара. Они заняли первый ряд со стороны улицы Антонова и разложили домашние яйца, лук, картофель, свёклу, хрен в баночках, закатки…

— Нам было удобнее продавать вдоль дороги, потому что людей больше ходит, — говорит одна из женщин. — Сейчас не стоим, потому что милиция гоняет.

За аренду места пенсионеры платят смешные 36 копеек. Сюда заглядывают покупатели, спускающиеся с Центрального рынка к автовокзалу, так что у всех торговцев равные условия.

Хитрую нарушительницу обнаружили в пятидесяти метрах от мини-рынка. Возле банка женщина поставила пакет на цементное ограждение, но разложить товар не успела — прогнал наряд милиции.

До ворот рынка запрещённой торговли мы не увидели и решили вернуться в воскресенье. Удивительно, но и в выходной день бабушек с «витринами» на земле не было. Привыкают к цивилизованной торговле?

В тему

Что будет с рынком на Полиграфистов

Стихийная торговля на улице Полиграфистов замерла в 90-х. Продавцы кладут на землю плёнку, закрепляют её концы кусками тротуарной плитки и выкладывают женское и мужское бельё, резиновые сапоги, свитера и кофты. На ящиках лежат упаковки кофе, шоколад, сосиски в вакуумной упаковке.

Это место ждут изменения: рассматриваются варианты легализовать торговлю и создать условия нормального рынка. Возможно, установят столы, но в любом случае от продавцов потребуют выполнения всех правил. И никакого сала!..

Share
Published by
Евгений Лебедь