За последние недели заметно вырос курс доллара и евро. Белорусы по привычке принялись штурмовать обменники и экстренно закупать бытовую технику. Корреспонденты «Вечернего Гродно» выяснили, случился ли в магазинах с электроникой и прочими товарами хапун и нужно ли сейчас делать дорогие покупки.
В разгар выходного дня в одном из магазинов с бытовой техникой и электроникой в крупном ТЦ было многолюдно. В зоне, где оформляли рассрочки, наблюдалась небольшая очередь. Мимо нас мужчина средних лет и подросток школьного возраста вдвоём тащили в сторону выхода огромную ЖК-панель на 71 дюйм. Приобретение взяли в рассрочку.
— Решили сейчас брать, пока доллар три рубля не стоит. Мы давно хотели купить большой телевизор, меня всё сын уговаривал, мол, папа, будем в приставку вдвоём играть, — улыбается мужчина. — Пока рубль не упал ещё больше, решили взять что-то дорогостоящее в рассрочку. Если растёт доллар, то и цена растёт, а нам рассрочку никто не пересчитает, итоговая сумма железная. Тут мы немного выиграем.
Две женщины — одна моложе, другая старше — пристально всматривались в ценники у рядов с холодильниками. Цены в полторы тысячи рублей и выше отпугивали ту, что постарше. Девушка пыталась объяснить, что чем дороже, тем долговечнее и качественнее. Поинтересовались, не кризис ли привёл их в магазин.
— Да, кризис. Только кризис на кухне моей матери, — пошутила девушка. — Сломался старый холодильник белорусского производства, мастер сказал, что проще новый купить. Ищем такой, чтобы прослужил долго. Правда, наша поломка не вовремя — всё подорожало в связи с курсом доллара. Но завтра может стоить ещё дороже.
Консультанты одного из магазинов говорят, что повышение спроса заметили с 10 марта. Незадолго до этого резко обвалился белорусский рубль. Активизировался спрос на дорогостоящие товары — телевизоры, холодильники, стиральную технику и ноутбуки.
— Не сказать чтобы разметают до пустых полок, но спрос увеличился примерно в два раза. Раньше долго выбирали, приценивались, а сейчас покупают быстрее, — говорит девушка-консультант.
По её словам, заметно выросло число заказов в онлайн-магазине. Сюда приезжают, чтобы забрать покупку, или используют доставку до дома.
Что касается цен, то они поднялись, отмечают в другом магазине бытовой техники. Так как итоговая сумма зависит от закупочных цен, а с поставщиками расплачиваются валютой, то курсы доллара и евро повлияли.
— Товары из новых партий не на много, но подорожали. Вещи со склада по прежним ценам быстро раскупили, поэтому заказали новые партии. Магазины зависят от поставщиков и курса валют: товар закупается только за доллары или евро, — отметили представители магазина.
В онлайн-магазине с пунктом выдачи в Гродно отметили, что спрос пошёл на спад — его пик пришёлся на прошлую неделю. В основном брали телевизоры, пылесосы, стиральные машины, варочные панели.
— У нас сейчас практически невозможно взять товар в беспроцентную рассрочку — под неё осталось немного товаров. Всё остальное — только в кредит. Проценты зависят от банка — от 4 до 20 процентов годовых. Если брать пылесос за 189 рублей в кредит на три года, он будет стоить в итоге 260 рублей, если на полгода, то 196 рублей, — добавили в магазине.
Бежать в магазин с техникой в надежде сохранить накопления — нерационально, считает старший финансовый аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. По его словам, покупка в кризис бытовой техники — это не вложение денег, а их растрата.
— В периоды сложных финансовых моментов покупатели валюты, золота или других драгметаллов, акций или облигаций вкладывают деньги с той надеждой, чтобы вскоре их превратить в деньги. Тогда как купленный телевизор и холодильник никогда не продашь за ту же сумму, за какую приобрёл. Поэтому покупка бытовой техники — это самый лучший способ потратить деньги, но никак не сохранить, — отметил эксперт.
Если нужно взять дорогостоящую бытовую технику в кредит, то от этой идеи лучше отказаться.
— В ситуации кризиса, когда падает зарплата, когда в любой момент можешь лишиться работы, избавляться от наличных денег и покупать технику — максимально нерационально. Брать кредиты под это дело — это вообще полное безумие, — уверен Вадим Иосуб.
В тему
Под влиянием ситуации с коронавирусом почти половина белорусов не стала покупать дополнительные товары и продукты. Об этом говорят результаты онлайн-опроса, проведённого Международным агентством маркетинговых и социальных исследований. Согласно ему, чуть больше трети респондентов стали чаще покупать дезинфицирующие средства, пятая часть — витамины. 17 % опрошенных чаще покупают продукты питания и столько же — продукты для повышения иммунитета. Чаще тратятся на тканевые маски 13 % респондентов, на лекарства — 11 %.