Шутки подсказывает народ
Недавно Надежда Маркевич стала лауреатом премии А. И. Дубко как лучший клубный работник года области. Девушка работает в Квасовском центре культуры и культорганизатор на «Цветлите» Белорусского общества глухих.
— Работники культуры — универсальные бойцы. Если нужно, мы будем и петь, и танцевать, и в гардеробе стоять, — улыбается наша собеседница. — Бывает, просят спеть, а я им в ответ: «Мне лучше жевать, чем петь».
Оказывается, за бой-бабой Гандзей скрывается скромная спокойная девушка, которая не болеет звёздной болезнью. Образы героев родились в Вертелишках более десяти лет назад, когда два режиссёра готовили концерт и задумали сыграть таких персонажей. Дебют получился удачным, решили продолжать, правда стараются обходиться без чёрного юмора и шуток в адрес зрителей, чтобы никого не обидеть.
— Василь и Гандзя есть в каждой деревне, это самые распространённые имена в белорусской литературе. С них классики писали свои произведения, а мы просто позаимствовали эти образы. Мне комфортно в образе, он даёт свободу, когда можно говорить на родном языке и давать волю фантазии. У меня все родственники юморные, поэтому с детства жизнь сопровождалась приколами и шутками, — объясняет Надежда.
Входит в образ за секунду
В последнее время дуэт востребован, но Надежда не считает, что Василь и Гандзя стали гродненской фишкой. Творчество — это кропотливая работа, в которой нет выходных, отвлечься невозможно даже во время отпуска:
— Думаю, вот лягу, ногi задзяру i буду ляжаць, но ничего не выходит!
Надежда признаётся, что в Гандзю перевоплощается за секунду до выхода к зрителям, когда завязывает шлем (так она называет платок на голове).
— За кулисами я спокойный человек. Все удивляются и думают, что в жизни я такая же, как и на сцене. Если ты будешь жить в таком режиме отдачи энергии, в каком живут твои персонажи, то тебя надолго не хватит.
У актёров бывало по семь выступлений в день. После такого эмоционального напряжения Надежде привести себя в чувство помогают сон и музыка — любая, кроме тяжёлого рока, лишь бы под настроение.
Самые весёлые зрители — начальники
Во время выступлений с дуэтом не раз происходили забавные случаи. Партнёры часто наступали Надежде на ноги, бывало, не удерживали и роняли. «Внештатные» ситуации на сцене актёры заигрывают, словно всё так и должно быть. Иногда забывают текст и начинают импровизировать.
— Выступали на торжестве, где нам сказали, чтобы мы не трогали бабушек и дедушек, потому что они после инсульта. Так эти «инсультники» выплясывали больше всех! Мы не могли их остановить, — вспоминает Надежда.
Обычно самыми весёлыми оказываются зрители из «руководящего звена».
— Мне партнёр говорит: «Яны патылiцу чэшуць, каб людзям аванс выплацiць, а тут ты лезеш са свамi частушкамi», но начальники обладают отличным чувством юмора.
Однажды артисты выступали в Свислочском районе на опушке Беловежской пущи. Ковёр им постелили прямо на шишках.
— Хорошо, что комаров не было, а то бы высосали из Василя все его сто грамм крови, — шутит Надежда. — Вообще, физически сложно выступать на траве или любой мягкой поверхности, нам же нужно прыгать!
Из иностранных туристов лучше всего понимают шутки Василя и Гандзи почему-то латыши. С китайцами же произошёл курьёз:
— Мы выступали, а переводчик должен переводить наши реплики. Он смеётся и переводить не может, а китайцы смотрят на нас, снимают на телефон, но ничего не понимают. Я его прошу: «Сыначка, ты хоць перакладзi добра, а то яны нiчога не разумеюць». Было видно, что китайцам интересен наш колорит, наши драники. Так и нам в Китае был бы интересен, например, дракон.
Стесняется, когда узнают
После выступлений зрители часто просят актёров с ними сфотографироваться.
— Неужели реально хранят на телефонах наши фото? Я ещё понимаю — с Роналду сфотографироваться… А тут Гандзя, — смеётся девушка. — Все ведут инстаграм, что-то размещают, но это не моё, не люблю пиар, мне комфортнее общаться во время выступлений.
Надежда стесняется, когда её узнают на улицах:
— В отделении связи стою в сторонке, жду очереди, а меня кассир узнала и подозвала. Меньше всего мне хотелось бы пользоваться какими-то привилегиями из-за своего образа.
Белорусы не теряют веру в людей
Гандзя — белорусская женщина из деревни, которая постоянно ругает мужа, но она не сварливая, а весёлая. В реальности таких много и такие взаимоотношения не редкость. Так Надежда объясняет свой артистический образ и говорит, что идеи для шуток часто черпает из жизни. А кто же такие белорусы?
— Белорусы — это люди от земли, они никогда не ноют, потому что приучены к работе и в любой ситуации «сядуць на трактар i паедуць у поле», — уверена Надежда. — Белорусы не теряют веру в людей и всегда готовы помочь. Мы — нация с прекрасным языком и культурой. Мне нравится творчество Василя Быкова, обожаю «Паўлiнку». Купаловский театр покажет пьесу онлайн, для меня это лучший подарок ко Дню театра.
Надежда уверена, что у нас есть чувство юмора, мы не озлоблены и умеем посмеяться над собой. Приводит пример белорусского характера, с которым столкнулась, когда сосед «переобувал» колёса на её машине. Отец сказал, чтобы она отблагодарила его за работу бутылкой, потому что денег мастер не возьмёт.
— Ну какая бутылка? Так же нельзя, человек работал, ему нужно заплатить! Я принесла деньги, он на меня обиделся и не взял, — разводит руками Надежда. — Тогда папа пригласил соседа, они сели за стол, выпили и поговорили. Я подумала: может, он специально мне эти колёса крутил, чтобы посидеть?
Мы все вернёмся в деревню
Несколько месяцев назад Надежда переехала в квартиру, но, несмотря на общительность, с соседями пока не познакомилась.
— Внешне одних знаю, но мне не хватает смелости, чтобы взять бутылку и постучать в дверь. А вдруг они неправильно поймут и прогонят? — смеётся артистка. — В костюме, что ли, зайти?.. Гандзя пошла бы не задумываясь!
Персонаж Гандзи стал узнаваем благодаря телевидению. Несколько лет на областном канале выходит передача «Надежда на село»: колоритная женщина ездит по райцентрам и агрогородкам и общается с жителями.
— Они стесняются камеры, стесняются говорить, но они искренние люди, — рассказывает Надежда. — Не было такой передачи, где бы мне было неинтересно.
Мы попросили Надежду назвать пять любимых мест в Гродненской области. Для неё это родная деревня Геранёны в Ивьевском районе, где родилась и пошла в школу, нынешний родительский дом в Погородно Вороновского района, деревни бабушек и дедушек в Слонимском и Лидском районах, а также Лида, любимый с детства город.
Рано или поздно белорусы вернутся в деревни, где жили дедушки и бабушки, уверена Надежда. Земля станет спасением для «уставших от большой игры».
— Я часто езжу в дом бабушки, в котором десять лет никто не живёт. Поставила цель зажечь там искру жизни. Купила семена, скоро поеду сажать огород, — смеётся наша собеседница. — Вижу, что деревни оживают, многие возвращаются, облагораживают дворы и живут целое лето.