Беллегпром: «Мы хотим иметь честную конкуренцию»
«Мы хотим иметь честную конкуренцию. Если ввозят новую одежду — пусть растаможивают, платят ввозную пошлину. Почему новая одежда из Европы не должна облагаться налогами? Магазины растут как грибы после дождя — открывается по 40 точек в месяц. Удивляешься, когда едешь в 8 утра и видишь толпу народа — привезли новую одежду», — добавила председатель концерна.
Однако теперь, по мнению Лугиной, необходимо изучить идею закрытия секондов в областных и крупных городах.
«Регулирование данного вида торговли предлагали и будем предлагать. Возможно, если не закрытие, то, по крайней мере, вынос его из каких-то областных центров, крупных городов, с центральных улиц», — отметила Лугина.
По её словам, все предприятия белорусской лёгкой промышленности выдерживают техрегламенты и требования по безопасности одежды, поэтому в концерне хотят, чтобы и конкуренты работали по таким же правилам.
Владелец секонд-хенда: «Чем провинились жители областных центров?»
За комментарием обратился к учредителю сети магазинов одежды б/у.
Михаил, «аппетиты» легпрома растут. Если в прошлый раз предлагали ужесточить правила торговли, то теперь речь идёт о запрете секондов в крупных городах. Как вы отнеслись к такому заявлению?
— Это сложно комментировать. Я не понимаю, чем провинились жители областных центров и чем отличаются от жителей районных городов и деревень? Почему их нужно лишить права выбора? Последствия трудно представить, разве что будут ездить на шопинг в деревни, а не наоборот.
Если примут закон, чтобы закрыть секонды в крупных городах, как это скажется на вашем бизнесе?
— Это приведёт к увольнению сотрудников, придётся отказаться от аренды магазинов, в которых сделан хороший ремонт, в которые вложено много сил и средств. Государство же недополучит налоги. У нас и так полно проблем. В Гродно новые магазины не открываем, зато активно появляются «азиатские» точки с товаром неизвестного происхождения и сомнительного качества. Из-за закрытия границ мы вообще не можем завозить товар.
Согласны ли вы открывать магазины в небольших городах?
— Секонд-хенды уже там работают. Их открывают местные жители. По законам рынка, в зависимости от подхода и отношения, одни ведут дело хорошо, другие закрываются. А как нам открывать магазины в районах? Предложить сотрудникам переехать, допустим, в Зельву? Ведь у всех семьи и дети.
Как считаете, почему в концерне считают, что легче запретить, чем заниматься привлечением покупателя к своей продукции?
— Мы не конкурируем с производителями новой одежды, тем более белорусской. У нас в стране много хороших брендов — «Конте», «Милавица», «Марк Формель», которым не нужны дополнительные преференции. В мире наблюдается перепроизводство одежды, страдает экология. Зачем шить новую вещь, когда можно использовать старую? Мы продлеваем жизнь старым вещам. Мало того, наши магазины помогают тем, кто не имеет возможности покупать в брендовых магазинах, проявлять себя ярче, получать удовольствие от самовыражения и, по сути, быть немного счастливее.
Посетители: «Где нам одеваться, если закроют секонды?»
Прошёлся по нескольким магазинам с одеждой, бывшей в употреблении, и поговорил с покупателями. Среди них и школьники, и мамы с детьми, и старшее поколение. Кстати, в Гродно кое-где вещи уже продают на вес.
— Мне нравится формат секонд-хендов, поэтому я категорически против их закрытия. Я сюда давно хожу и могу сказать, что выросло качество товаров. Какого-то «неликвида» стало совсем мало, а вот нормальных, с иголочки вещей заметно прибавилось. Это всё равно что покупаешь новую вещь по цене старой, — говорит постоянная покупательница одного из магазинов.
Молодёжи секонды нравятся тем, что можно «выцепить» настоящую «фирму» и что в соцсетях публикуются анонсы новых поступлений. Кто-то отмечает, что можно рассчитываться картами рассрочки: проще купить дорогую вещь. Но все сходятся во мнении, что закрывать «вторые руки» нельзя.
— Сюда постоянно выстраиваются очереди. В каких ещё магазинах происходит такое? — задаёт риторический вопрос покупательница средних лет. — Если закроют секонды, то где нам одеваться? Даже и думать не буду: по соотношению «цена — качество» лучше возьму бэушную вещь, чем новую белорусскую.
В тему
По данным Белстата, в 2019 году в Беларусь было ввезено товара б/у на сумму свыше 87 млн долларов (в 2018-м — на 74 млн). При этом импорт по сравнению с 2018 годом увеличился почти на 18 %. Количество магазинов с ношеной одеждой растёт в геометрической прогрессии: в 2019 году их значилось 1879, годом ранее было на 342 меньше.
По подсчётам за 2019 год, больше всего завозили из Литвы (на 60 млн рублей), Нидерландов (на 14,6 млн), Польши (на 9,6 млн), Италии (на 6,7 млн), Великобритании (на 3,5 млн), Латвии (на 2,8 млн). Почти на 77,8 млн рублей товара поступило из страны, которая не называется.