Недавно закончились общественные обсуждения кодекса этики учителей. Документ вызвал резонанс в обществе, в редакцию «Вечернего Гродно» пришло много откликов от учителей и родителей. Мы спросили у представителей заинтересованных сторон, что они думают о «правилах» для педагогов и нужны ли они вообще.
Директор средней школы № 38 Сергей Киселёв:
Настоящему учителю этические правила не нужны. На то он и преподаватель, чтобы гасить конфликты и не допускать их. Кодекс скорее актуален для молодых педагогов, с ними нужно проводить тонкую психологическую работу, проговаривать азы этики. Те, кто захочет связать жизнь с педагогикой, будут изучать эти правила, те же, кто придёт отрабатывать распределение, соответственно будут относиться и к документу. Сейчас в России предлагают ввести штрафы за оскорбление учителя. Хорошо, что у нас этот вопрос не предлагается к обсуждению. Ведь мы говорим об этических нормах, а не об административных.
Мы знакомим с кодексом родителей, и все они только за. Но нужно понимать, что это сборник правил, которые регламентируют нормы поведения учителя, а не его права и обязанности. Ответственность родителей тоже должна быть, и как можно больше. Сейчас позиция любого из них: мой ребёнок не виноват. Но, как показывает практика, проходит год-два, и они сами просят о помощи.
В обществе нарушается баланс отношений между учителем и родителем, так как мы больше прислушиваемся к родителям и не ставим во главу угла компетентность преподавателя. Я на заводе не буду учить, что вот такую деталь нужно выточить вот так. А родители могут говорить, что учитель неправильно воспитывает ребёнка, усомниться в профессионализме педагога, а этого быть не должно. Не зря же специалистов готовят четыре года. Бывают ситуации, когда родители и педагоги не могут найти общий язык: мол, ребёнок весь вечер учил урок, а девятку не получил. Тогда терпеливо объясняю, что есть стимулирующие, поддерживающие занятия, на которые можно прийти, если что-то не понимаешь. Родителям нужно не только предъявлять требования, а понимать ребёнка и учителя и взаимодействовать с ними.
Важно, что большое внимание в кодексе уделяется личности учителя, отношениям между педагогами в коллективе. Например, нельзя унижать преподавателя в присутствии коллег и тем более учеников, высказывать личное отношение в общих чатах в социальных сетях. То же касается и родителей, которые обсуждают педагогов на интернет-форумах.
Основная функция преподавателя — учить. Но мы никогда не отделяли обучение от воспитания. В некоторых моментах воспитание играет определяющую роль. И мы учим в первую очередь быть человеком. Опытные учителя никогда не жалуются на детей, а совместно с родителями, социально-психологической службой школы вырабатывают индивидуальный подход к ребенку.
— В документе записаны обычные правила общения всех культурных людей в обществе. Для чего инициировали его создание, так и не понял. Если это попытка отреагировать на те случаи, что произошли в школе, то она бессмысленная. На мой взгляд, вопиющие случаи, как в Столбцах, единичны, а в том, чтобы защитить учеников, формализм не помощник.
Принципиальный вопрос порядка в школе — это хорошие учителя, которые идут в профессию по призванию. Для этого зарплаты нужно сделать на должном уровне, снять с учителей «бюрократию», проверки состояния жилья учеников — пусть этим занимаются отделы по работе с несовершеннолетними. Роль учителя — обучать и воспитывать. Да и родителям надо больше уделять времени детям.
— Сам по себе кодекс бесполезен: любой хороший педагог знает, как себя вести, а непорядочные лучше относиться к детям не станут. Но в правилах обозначили одну важную проблему (хотя, как её решить, не предложили) — сегодня учитель для ребёнка не авторитет. Раньше учительница могла указку на спине сломать, если не слушаешься. Конечно, делать это было необязательно, но дети хоть немножко слушались.
Сейчас детям дали слишком много прав: даже родителя, если «даст ремешка», пусть и за дело, могут лишить родительских прав. Однажды сын моей подруги ей так и заявил, что если ты меня ударишь, пожалуюсь в милицию.
Инна, школьный учитель со стажем 30 лет
— Эти правила — перебор! Любой хороший учитель знает, как себя вести с родителями и учениками, этому учат и в педвузах. В кодексе сплошное «должен»: детям, родителям, государству… А где же наши права и кто защитит учителя? Почему не составить кодекс ученика? Педагога и так задавили требованиями донельзя. В свете последних событий, когда учитель замахнулся на школьника или ребёнок отомстил учителю, понятно, что нужны меры, но это пока не то, что надо.
На мой взгляд, нужно начинать с того, чтобы уменьшить нагрузку на учителя, чтобы он не вынужден был гнаться за «часами», которых на ставку стало больше. Нужно уменьшать количество детей в классах (сейчас их может быть до тридцати), расширить штат социальных педагогов, которых на школу один-два. Пусть они, а не классный руководитель, ходят по домам и заглядывают в холодильники. Учитель должен оставаться в рамках школы, иметь время и возможности, чтобы заниматься самообразованием, выглядеть свежим, не выгорать эмоционально. Кодекс усугубит ситуацию, ведь его начнут «примерять» на учителей при каждой возможности.
И ещё надо возвращать престиж профессии. Родители, не задумываясь, высказывают в адрес учителя недовольство. Когда только начинала работать, дедушки, здороваясь, снимали шапки. Настолько уважали учителей. В педвузы стоит вести строгий профотбор, пока же туда идут те, кто не поступил на более престижные профессии.
Наталья КОРНЕЕВА, Лалита САВИЦКАЯ