Ветки срезали, омела осталась
Общее мнение горожан выразила читательница «Вечёрки» Лилия Бойша: «На улицах и во дворах полно омелы, особенно на берёзах. Во дворах деревья обрезают так, что диву даёшься: ни тени, ни зелени. Омелу же будто никто не видит. Сейчас, пока листьев нет и вредитель хорошо заметен, самое время с ним расправиться».
Наши читатели сообщили о множестве мест, где деревья поражены омелой: возле СШ № 8 на улице Василька, во дворе дома № 22 на улице Карбышева, на улице Ленина, 24, возле Румлёвского моста, Кургана Славы, на улице Болдина, БЛК, Горького, Пушкина…
Гродненцы не только говорят о проблеме, но и задаются вопросом: когда коммунальные службы начнут освобождать кроны от вредителя? «Кое-куда», сообщают горожане, коммунальщики всё же добрались, однако эффект не тот, которого ожидали.
«С деревьев напротив жилого дома №18 на БЛК срезали восемь веток, а омела вместе с воронами остались. Надеемся, что нас услышат! Не принимаем галочку о проделанной работе», — говорится в одном из СМС в редакцию.
Так ли страшен паразит?
Старший преподаватель кафедры ботаники и физиологии растений Гродненского аграрного университета Светлана Родионова пояснила, что омела — бич лиственных деревьев, она становится причиной высыхания дерева и в конечном итоге его гибели.
— Омела высасывает из дерева органические, минеральные вещества и воду. Она — причина сухих верхушек деревьев, ведь до веток, что находятся выше неё, вещества не доходят. Дерево приостанавливается в росте, а омела растёт. Позже под тяжестью её кустов ветки начинают ломаться, — рассказывает специалист.
Паразит легко и быстро распространяется, заражая соседние деревья:
— Омела расселяется с помощью плодов. Птица съедает белую ягоду и летит на здоровое дерево. Пищеварение у пернатых быстрое, и семя, которое не переваривается, выходит меньше чем через полчаса. Оно приклеивается к коре и начинает прорастать.
А есть ли способ борьбы?
Плодоносить, а значит и заражать соседние деревья, омела начинает далеко не в первый год жизни. Побег с листиками появляется спустя год. Огромные кусты, которые мы чаще всего видим на деревьях, — свидетельство того, что омела беспрепятственно растёт около десяти лет. Печальнее всего, что эффективного способа борьбы с паразитом нет, и от этого страдает вся Европа.
— Прорастая, омела сразу же пускает под кору гаустории, которыми сосёт полезные вещества. Они окутывают дерево внутри, и с каждым годом сеть становится всё больше. Химикаты применять нельзя — они сильно повредят «хозяина», — объясняет Светлана Родионова. — Единственный способ не допустить распространения вредителя и продлить дереву жизнь — обрезать побеги. Дерево, конечно, всё равно остаётся зараженным, и позже появится новый побег. Но ему для питания надо меньше веществ, чем огромному кусту, при этом плодов долго не будет.
Почему омелы с каждым годом больше?
Гродненцы отмечают, что 10–15 лет назад омелы в Гродно почти не было, но сейчас, кажется, проблема приобрела городской масштаб. Светлана Родионова называет несколько причин, которые способствовали распространению паразита, в том числе и в лесах: общее потепление климата и вырубка деревьев. Стало теплее, нет естественной тени, которую создавали густо высаженные деревья, — всё это способствует успешному фотосинтезу омелы.
Как пояснил главный инженер Гроднозелёнстроя Александр Русак, коммунальные службы целенаправленной обрезкой омелы в городе не занимаются. Её удаляют во время плановой формовочной или санитарной обрезки.
— Обрезать омелу приходится вместе с ветками, потому что на них есть сразу несколько кустов. Недавно во время формовки деревьев обрезали омелу на БЛК, Клецкова, Соломовой и других улицах, — рассказал Александр Русак. — Весной на омелу обратим больше внимания, когда будем обрезать засохшие ветки.
Обрезать омелу во дворах коммунальные службы могут по обращению граждан.
Что происходит с каштанами?
Ещё одна проблема гродненской флоры, о которой в последнее время всё чаще говорят, — минирующая моль, которая, по подсчётам экоактивистов, поразила до 2000 конских каштанов в Гродно. Вредные насекомые поедают листья, те покрываются коричневыми пятнами и сохнут. За решение проблемы власти и коммунальные службы уже взялись. Гроднозеленстрой подал заявку на участие в трансграничном проекте по программе «Латвия — Литва — Беларусь». Её одобрили — на спасение гродненских каштанов ЕС выделит почти 370 тысяч евро.
Как именно будут потрачены средства, пока неизвестно. На данный момент, по словам Александра Русака, ведутся переговоры с литовской стороной и обсуждаются методы борьбы с молью, которые будут использовать. По предварительной информации, закупят машины для уборки поражённых листьев, будут использовать ловушки с феромонами и внутристволовые инъекции.