Юрий Тюрин гуляет на свежем воздухе максимум два часа в неделю. Одинокий инвалид живёт в квартире на втором этаже и, чтобы выйти на улицу, ждёт соцработника. От чужой помощи можно отказаться, если в подъезде вдоль лестницы установят поручни, но такая идея соседям не нравится.
Юрию Павловичу Тюрину скоро исполнится 86 лет. Он ветеран труда, участвовал в строительстве гродненского «Азота». Несмотря на преклонный возраст, передвигается по дому, опираясь на трость или ухватившись за что-нибудь. В туалете и ванной вдоль стены есть поручни. Но самостоятельно выйти на улицу не может — в подъезде нужны перила по обе стороны лестницы.
— С 1986 года живу один: жена умерла, дети в России. Говорят, мой дом — моя крепость, а у меня мой дом — моя тюрьма. Без посторонней помощи пройти дальше дверей квартиры не могу. Дважды в неделю ко мне приходит соцработник, и мы спускаемся вниз, прогуливаемся до магазина. Провожу на улице около двух часов в неделю, — говорит пенсионер.
В прошлом году Юрий Тюрин звонил в городской отдел по ЧС и спросил, не будет ли мешать его конструкция в случае пожара. Спасатели ответили отрицательно. Работники союзпроммонтажа, где пенсионер проработал почти всю жизнь, пообещали установить перила за свой счёт.
— Это несколько часов работы: на два лестничных пролёта по три метра трубы и несколько креплений и возле выхода из подъезда ещё полтора метра. Серьёзных конструкций не нужно, — поясняет пенсионер.
Так как многие квартиры в доме приватизированы, разрешение на установку перил должны дать жильцы подъезда (всего 15 квартир). Работники ЖЭС № 6 провели опрос. Девять из десяти опрошенных не согласились…
— Скорее всего, проголосовали против из-за того, что я делал замечания, когда курят на лестницах, пьют, матерятся. Считаю, что итоги опроса необъективны. Я поговорил с соседями, и за поручни высказалось пять человек. Кого же они опрашивали? — возмущается Юрий Павлович.
В ЖЭС № 6 подтвердили, что опрашивали жильцов дома № 71 на Пролетарской улице, но комментировать ситуацию не стали. Мнения по поводу поручней разделились.
Соседка с четвёртого этажа призналась, что голосовала за перила:
— Главное, чтобы они не мешали занести диван, холодильник в квартиру. У нас очень узкие пролёты.
Другие жильцы высказываются против перил для ветерана.
— Не дай бог иметь такого соседа. На себе почувствовали. Он постоянно на нас жалуется. Иной раз доходит до абсурда. То ему дети плачут, то вытяжка шумит. В последний раз жаловался на то, что стиральная машина громко работает. Перед домом росли кусты. Он добился того, чтобы их срезали, мол, вид загораживают. Но, извините, они выше первого этажа не росли, — говорит соседка.
По её словам, Тюрин жалобами и необоснованными претензиями «достал» большинство жильцов. Поэтому нет ничего удивительного, что ему так «отплатили».
Как рассказали в Гродненском областном комитете по труду, занятости и соцзащите, лестничные клетки оборудованы перилами, которые находятся в исправном состоянии. Устройство поручней при входе проектной документацией не было предусмотрено, но они есть.
— Существующие архитектурно-строительные нормативы, устанавливающие требования к среде обитания инвалидов и физически ослабленных лиц, не могут быть в полном объёме применены к построенному ранее жилому фонду, — отметили в областном комитете.
Тем не менее перила всё-таки будут установлены, однако не на лестнице, а на крыльце дома. Смонтировать их должны в первом квартале этого года.
Фото и видео Евгения ЛЕБЕДЯ