Отправления идут месяцами, а чтобы забрать посылку, нужно отстоять часовую очередь — работа почты в последнее время вызывает всё больше недовольств у гродненцев. С «трудностями пересылки» столкнулись журналисты «Вечернего Гродно».
За долгожданной посылкой из Китая отправились в отделение связи № 1 на улице Лелевеля.
Разгар рабочего дня, на часах — 16:15, зайти в помещение невозможно — очередь начинается ещё в «предбаннике», работает два окна.
— Можно забрать посылку? — интересуемся у присутствующих. — Она оплачена.
— В очередь! — командует бодрая пенсионерка, сидящая на одном из двух стульев у стены. Реакции сотрудников отделения не последовало.
— Кто крайний? — спрашиваем смирившись.
— Я, — робко отвечает пожилой мужчина и сразу, чтобы не было путаницы, если кто-то не дождётся и уйдёт, предупреждает: — Передо мной вот этот мужчина, а он за той женщиной.
В отделении большинство — пенсионеры, и почти все с жировками. «С первого января мы берём комиссию за некоторые платежи», — повторяет каждому работница почты и называет сумму с комиссией и без. Кто-то возмущается, кто-то вздыхает, мол, что поделаешь.
В 16:40 одно из окошек закрывается на технический перерыв — по помещению проносится вздох негодования: время ожидания увеличивается…
— Могу я письмо заказное без очереди отправить? — заходит в отделение смелая девушка и получает всё тот же ответ: «В очередь!»
— Это, конечно, неправильно, — тихо вздыхает «мой» пенсионер. — Всё-таки это почта… могли бы открыть окно для «почтовых дел», в других отделениях связи, я знаю, такие есть.
Обслуживание одного человека занимает от пяти до десяти минут. Примерно в 17:20 подходит наша очередь! Найти посылку с первого раза у сотрудника не получилось, со второго тоже… Поиски длились около десяти минут. В итоге пакет нашёлся, и в 17:34 мы вышли из отделения. Очередь меньше не стала — ожидающие по-прежнему толпились у самого выхода.
Заметим, что за время, проведённое нами на почте, лишь один мужчина забирал посылку наложенным платежом и женщина отправляла стопку заказных писем по корпоративной карте, остальные оплачивали, пополняли и снимали.
Спустя три дня мы снова отправились в то же отделение почты и даже время выбрали то же — 16:20. На дверях появилось объявление, что на работу приглашают сотрудников для выдачи почтовых отправлений. Открываем двери и… никого! У окошка стоит всего один человек.
— Вы не за посылочкой случайно? — интересуется совсем юный парень в одном из окошек.—
Нет, — отвечаем, не скрывая удивления. — А вы посылки выдаёте?
— Да. И заказные письма. — К нему подходит такая же юная девушка.
Выяснить даже приблизительный график работы нового окошка так и не получилось. По словам сотрудника почтового отделения, на это место ищут человека, поэтому работает оно нерегулярно.
В последнее время почта и вправду превратилась в бюро услуг. Здесь можно не только получить посылку или отправить письмо, но и оплатить «коммуналку», сотовую связь, купить овощи, игрушки… Приоритета — за посылкой пришёл или платить — нет: если работает одно окошко, очередь одна.
— Сегодня в отделении почтовой связи Гродно–1 два операционных окна работают постоянно, за исключением технологических перерывов, которые предусмотрены Трудовым кодексом. По нормам, оно полностью укомплектовано. Численность штата рассчитывается исходя из количества оказанных услуг за предыдущий год. Например, в феврале по итогам работы за 2019 год будет сделан расчёт и пересмотрена численность на 2020-й. Да, микрорайон расстроился, и, возможно, на этот год количество операторов будет увеличено при условии роста показателей, — сказала начальник ОЦПС Гродненского филиала РУП «Белпочта» Светлана Гриб. — Нам требуются операторы, но не в это отделение.
В 2015 году проводили эксперимент, чтобы выяснить, насколько целесообразно организовать операционное окно по оказанию только почтовых услуг в тех отделениях, где два окна. И вышло, что если сделать окошко почтовым, то недовольны плательщики, если платёжным, жаловаться будут те, кто обращается за почтовыми услугами.
— Говорят, что почта должна быть почтой. Но необходимо учитывать эффективность работы предприятия, от которой зависит уровень зарплаты наших сотрудников. Несмотря на то что мы коммерческая организация, сегодня выполняем и социальные функции, в том числе принимаем разного рода платежи, а также оказываем универсальные услуги, — говорит Светлана Сергеевна.
По её словам, очереди, как правило, образуются в промежуток с середины месяца и до 25 числа. Причины две.
Первая — посылки из Китая. Они могут быть размером с книжку, а могут — с талон. Например, в 21-м отделении обычно около 4000 почтовых отправлений, притом что критической можно назвать цифру в 600 отправлений. Разработано программное обеспечение, чтобы ускорить поиск посылок и направления СМС получателям, но и это занимает время.
Вторая причина — взимание комиссии за платежи. Когда её стали брать, посетители переориентировались на почту.
— В моём кабинете установлено видеонаблюдение, я постоянно мониторю работу объектов и знаю, где обстановка стабильная, а где критическая, — добавляет Светлана Гриб.
Чтобы сократить очереди, с 2019 года в некоторых почтовых отделениях, в том числе и в первом, по договору подряда наняли студентов и пенсионеров. Кто-то занят полный рабочий день, кто-то несколько часов. По городу их 23 человека, и они задействованы в тех отделениях, где есть потребность. На почте их просят приходить на работу вечером, с 16 до 19–20 часов, когда получателей почтовых отправлений больше всего.
Ввели комиссию за платежи
С 1 января этого года Белпочта ввела комиссию за платежи — 60 копеек. Дополнительная плата взимается за каждый платёж, совершённый в отделениях почтовой связи посредством ЕРИП. Исключение — для участников Великой Отечественной войны, а также если платите в бюджет, на благотворительные счета, за основные и дополнительные ЖКУ, в пользу РУП «Белтелеком» за услуги «Телефон» и «ТСИС», в пользу РУП «Белпочта». При оплате через терминалы (банковскими картами и наличными) дополнительная плата не взимается, сообщает администрация РУП «Белпочта».
Меняются некоторые тарифы
С 30 января меняются тарифы на некоторые внутриреспубликанские услуги почтовой связи. Так, стоимость пересылки заказного письма массой до 20 г увеличится на 8 копеек и будет 1,98 рубля, для юрлиц — 2,04 рубля. Повысятся тарифы на пересылку внутренних отправлений ЕМS, отправлений «Е-commerce», услуги линейки «Комфорт», услуги «Почтовый курьер» в среднем на 5 %.
Тарифы на универсальные услуги почтовой связи (пересылка простой почтовой карточки, простого письма (бандероли)), пересылку отправлений «1 класс», дополнительные услуги почтовой связи общего пользования не изменятся. Учитывая социальную направленность деятельности центров соцобслуживания населения, за данные услуги комиссия взиматься не будет.
Анна ВЛЕЗЬКО, Наталья КОРНЕЕВА