Каждый день в общественном транспорте забывают десятки вещей: шарфы, шапки, перчатки, зонты, документы, ключи, мобильные телефоны, очки, кольца, кошельки. Куда обращаться забывчивым пассажирам и не попасть на штраф, узнали корреспонденты «Вечернего Гродно».
«Потеряшки» записывают в журнал, указывая, в каком они состоянии. В автопарке за полтора года исписали общую тетрадь формата А4. За две недели января журнал пополнился более чем на двадцать позиций. Особенно много теряют в праздники и после них.
Самые рассеянные пассажиры, говорят в автопарке, это дети.
— Как только начинается школа, оставляют то сменки, то школьные справки, то портфели. Раньше часто забывали дневники, но с введением электронных проблема отпала, — рассказывает старший диспетчер ОАО «Автобусный парк города Гродно» Жанна Мысливец.
Теряют дорогие вещи и крупные суммы. Недавно два дня подряд в автобусе, который ездит в Белосток, находили ноутбуки. В городском троллейбусе иностранец оставил 500 долларов.
В списке найденного в салонах много продуктов — пакеты с фаршем, мешки с картошкой, помидорами и огурцами…
— Однажды оставили сумку с закусками. Там и досочка для нарезки лежала, вилки, ложки… только выпить не было, — смеются диспетчеры автопарка. — Так человек за сумкой и не вернулся.
Забывают не только предметы, но и… живность. В городском автобусе обнаружили морскую свинку. Хозяин не объявился, а животное отдали начальнику гаража.
— Мы и пассажиров находим, только в журнал не записываем, — шутят в диспетчерской. — Водитель заканчивает смену, приезжает в автопарк, механик осматривает автобус, а на заднем сиденье человек спит. Вызываем такси и отправляем домой.
Если в автобусах и троллейбусах обычно забывают мелкие предметы, то в поездах — целые чемоданы.
— Женщина ехала в Волковыск в санаторий, на станции вышла с маленькой сумочкой, забыв о чемодане с вещами. Опомнилась и на следующий день забрала. Бывает, сам сел в поезд, а сумку на перроне забыл, — рассказывает приёмосдатчик груза и багажа на железнодорожном вокзале станции Гродно Эльвира Долганова. — Был и такой случай: пассажир подшофе забрал из багажного отделения вещи и оставил на вокзале. Отлучился на некоторое время, вернулся, а чемодана нет. Так и не нашли, даже видеокамеры не помогли.
По словам Эльвиры Долгановой, чаще всего за оставленным в поезде не обращаются. Приходится списывать даже ноутбуки.
— Принесли кроссовки. Оказалось, пассажир вышел на станции в чужой обуви. Но хозяин не стал составлять заявление. Сказал, хоть и недешёвые, но уже поносил. Я всегда советую: звоните, спрашивайте, за спрос не бьют в нос, — добавляет Эльвира Долганова.
Ценные вещи, например мобильные телефоны и документы, сразу передают в милицию. Остальное хранят в диспетчерских в течение тридцати дней. Если хозяин не объявился, утилизируют. Исключение — скоропортящиеся продукты, их выбрасывают через день-другой.
Если в диспетчерских автобусного парка и троллейбусного управления хранение бесплатно, то в багажном отделении железнодорожного вокзала стоит 1,10 рубля в сутки. По истечении тридцати дней вещи отправляют на склад реализации в Минск.
— Был случай, — вспоминает Эльвира Долганова, — когда пассажир забыл сумку. Почти три месяца она была у нас, затем отправили в Минск. Пассажир ездил за вещами, заплатил немаленькие деньги за хранение.
По словам диспетчеров, около 70 процентов вещей возвращается хозяевам, за остальными не приходят. Кто-то за телефоном не объявляется, а кто-то из-за потерянной перчатки звонит.
— Бывает, даже пуговицу ищут, — говорит Жанна Мысливец.
По её словам, на то, что пропажа нашлась, реагируют по-разному. Одни благодарности пишут, другие претензии высказывают, мол, почему экран в телефоне побит, но так случается редко.
Много вещей безвозвратно пропадает. В автопарке вспоминают, как позвонила женщина и сказала, что оставила в автобусе борсетку.
— Мы сообщили водителю. Он по микрофону спросил, есть ли такая в автобусе, — все молчат. Тогда водитель закрыл двери, вышел в салон, и тут пассажирка объявилась, говорит, мол, хотела подать борсетку, но не успела…
Диспетчеры советуют: потеряли что-то в транспорте — звоните сразу, по горячим следам найти легче.
Бюро находок есть и на гродненском мусоросортировочном заводе. В урны попадают паспорта, трудовые и пенсионные книжки, студенческие и военные билеты, школьные аттестаты и дипломы, техпаспорта. Не меньше и «пластика»: банковских и страховых карт, водительских удостоверений и служебных пропусков. Иногда за неделю коробка с потерянным пополняется тремя – пятью паспортами. Сейчас в ней более 110 документов, и список постоянно обновляется.
— Сегодня принесли сумку с полным комплектом документов и ключами от квартиры. Владелицей оказалась студентка юрфака, её быстро нашли через деканат. Коммунальное хозяйство — вторая служба после милиции, которой легко отыскать хозяев пропаж, ведь в РСЦ по данным паспорта можно за пару минут получить домашний номер телефона. Залежавшиеся паспорта отдаём в РОВД, — рассказывает директор завода Вячеслав Андреевский.
Встречаются необычные находки, достойные отдельной экспозиции: старинные ручки, фурнитура, купоны на продукты из 90-х! Многие «раритеты» забирают, но некоторые остаются на заводе. Даже задумались над тем, чтобы открыть комнату для выставки самых необычных находок.
Если вещи забыли в автобусе, звоните в диспетчерскую автопарка по номеру 50-90-90, в троллейбусе — 71-32-11, в поезде — 73-43-29. В крайнем случае сообщите в дежурную часть РОВД или милицию по номеру 102.
Если подозреваете, что вещи могли украсть, то в заявлении в милицию укажите, что была совершена кража либо они потеряны из-за собственной невнимательности, иначе, если пропавшее найдётся, придётся отвечать перед законом по уголовной статье «заведомо ложный донос».
Отнесите находку или сообщите о ней в ближайшее отделение милиции. Там предметы хранятся полгода и, если хозяин не обнаружится, возвращаются нашедшему. Если этого не сделать, за присвоение чужого грозит ответственность по статье «кража», пояснил официальный представитель пресс-службы УВД облисполкома Максим Базыленко.
Наталья КОРНЕЕВА, Татьяна ВИШНЕВСКАЯ