Самая старая гродненская школа № 6 через несколько лет отметит 100-летний юбилей. Журналисты «Вечернего Гродно» узнали, как преобразится старинное здание после ремонта, почему в «шестёрку» ходили учиться целые поколения и что охраняют её бронзовые львы.
Польская школа, построенная в 1924 году, изначально носила имя писателя Стефана Жеромского и числилась под № 7. Проект здания создавали варшавские архитекторы, поэтому постройка выполнена в стиле польского конструктивизма. Основной корпус позже дополнили пристройками с кабинетами и актовым залом, но за всю свою историю здание ни разу не меняло назначение. Не менял «прописку» и директор учебного заведения: поднявшись по массивной лестнице на второй этаж, посетители сразу попадают в его кабинет, где никогда не было приёмной. Сегодня школой руководит Павел Михайлович Ушкевич, занявший пост с сентября прошлого года.
— Во время мониторинга школ у нас не было ни одного серьёзного замечания по поводу стен. Они до сих пор выдерживают нагрузку, — указывает на толстые оконные проёмы директор. — Боимся только плохой погоды: в ливень протекает крыша. Зиме без сугробов рады: школа находится в низине, и с приходом оттепели с улицы Лелевеля сюда стекает весь растаявший снег и лёд.
Здесь многие предметы дышат стариной. Деревянные двери — ровесники здания. Небольшая библиотека помещается на втором этаже, но за книгами ходят в подвал, где фонды хранятся за массивной железной дверью, которая больше подошла бы сейфу. Книгохранилище размещено в бомбоубежище, вентиляция которого выходит на улицу: именно на этих постаментах восседают бронзовые львы, украшающие двор. От некоторых предметов остались только воспоминания: в кабинетах заметны ниши от печей, прежде обогревавших здание, а плитку с еврейскими символами давно заменили на новую.
В этом году в школе намечен ремонт, на который выделят около 600 тысяч рублей. Две трети этой суммы «потянет» кровля, остаток уйдёт на оконные блоки: пока новые стеклопакеты установлены только на первом этаже, где находятся классы начальной школы.
Работу начнут в конце весны, а пока дорабатывается проект модернизации актового зала: планируется отделка стен, которые пока драпируют тканью. Но в будущем надеются и на его расширение: во время мероприятий и собраний в маленьком зале явно не хватает места.
Гордость учебного заведения — мастерские, оставшиеся после временной реорганизации в школу-завод, проведённой в 50-е годы. Тогда здесь было конструкторское бюро и цеха: от токарного и столярного до художественной вышивки и выпиливания. В 1960 году ученики даже участвовали в ВДНХ. Сейчас помещения задействованы не полностью, но Павел Михайлович планирует отремонтировать расположенный там спортзал. Директор хочет изменить и спортивную площадку, развернув её вдоль школы или заменив на «коробку», покрытую сеткой. Своё место для игр ждёт группа продлённого дня. Всё упирается в деньги: школе нужен спонсор, который выделит средства и поможет разработать проект. Шефство над «шестёркой» держит стеклозавод: летом предприятие помогло с косметическим ремонтом, а осенью подарило ученикам велопарковку.
— Из компактной школы можно сделать конфетку! В перспективе мы хотим дать детям возможность углублённо изучать китайский или польский языки. В совокупности с удобным расположением, домашней обстановкой, уютными классами и сильным педагогическим коллективом это привлечёт учеников со всего города, а не только из нашего района, — уверен директор.
Сегодня в школе учатся 390 ребят. В основном это дети с «Палестины» и улицы Лелевеля, но есть и те, кто прописан на Ольшанке: на общественном транспорте добраться сюда легко. Многие выбирают старинное учебное заведение по рекомендации.
— Школа маленькая, и это делает нас особенными. В 50-х годах здесь училось 1279 учеников, но теперь все девятнадцать классов на виду. Своих учеников узнаю даже в городе, а на проверку сменной обуви утром трачу всего пятнадцать минут, успевая обойти всех, — улыбается директор.
В школе работает 70 человек, включая технический персонал. Стараются соблюдать баланс между опытными педагогами и молодыми учителями. В последнее время в коллективе стало больше мужчин: кроме Павла Михайловича сильная половина пополнилась двумя преподавателями физкультуры. Ради зрелищных и интересных опытов учителя химии дети готовы приходить на факультатив к 8:00.
— Вакантные места для нас — редкость. Отсюда уходят только на пенсию или повышение, да ещё разве что в декрет, — рассказывают учителя.
Школа № 6 выпустила во взрослую жизнь известных спортсменов, учёных и учителей. Последних больше всего: гимназией № 3 руководит выпускница Ольга Лышова, школой с таким же номером — Ирина Ковшик. Многие из бывших учеников занимают должности завучей. Остаются и в родных стенах: некоторые педагоги трудятся здесь больше сорока лет. Среди них и завуч Лилия Михайловна Равлушко, которая живёт на «Палестине» и учит четвёртое поколение одних и тех же семей. Она помнит многих преподавателей – старожилов учебного заведения и хранит чёрно-белые снимки выпускных классов.
— Семейная обстановка делает классы очень дружными. На вечера встреч собираются из-за границы: выпускники приезжают из стран Европы и Израиля. Ещё недавно на такие вечера приходили бабушки, которые учились, когда школа была польской. Появилась традиция приглашать на линейку к выпускным классам тех, кто празднует пятидесятилетие выпуска, — рассказывает Лилия Михайловна.
Некоторые возвращаются сюда после долгой работы в другом месте. Рита Тадеушевна Лапневская сменила должность в деканате университета на уроки русского языка и литературы и теперь плодотворно готовит ребят к олимпиадам, доводя их до областного и республиканского уровней. Коллеги говорят, что на таких, как она, держится школа.
— Наша работа — это командный труд: учителя старших классов подхватывают за педагогами младших. Не везде могут похвастаться такой слаженной работой, как у нас. Тут нет пустяков, переживать приходится за всё, — уверена учительница.
Но для учителей каждый урок — это 45 минут счастья, каждый раз нового, пусть местами и тревожного. Когда выпускники помнят нас, это лучшая награда.