Каждую первую субботу февраля во многих учебных заведениях Беларуси собираются выпускники. Возмужавших воспитанников, решивших почувствовать себя детьми и окунуться в атмосферу беззаботной юности, ждут учителя, родные кабинеты, концерты.
Оказывается, традиция праздника выпускников была заложена в ХIX веке в «пушкинском» Царскосельском лицее, а первое упоминание о нём относится к 19 октября 1827 году.
На страницах ежедневной общественно-политической и литературной газеты «Наше утро», которую до Первой мировой войны можно было приобрести за две копейки, очень подробно описывается, как проходил день выпускника в Гродно в 1913 году.
Нужно отметить, что в начале ХХ века в Гродно, губернском центре Российской империи, не было высших учреждений образования, как, впрочем, и в других белорусских городах. За университетскими знаниями гродненцы ехали в Москву, Юрьев (ныне Тарту), Варшаву. Солидная часть гродненцев обучалась в Санкт-Петербурге, образовав гродненское землячество при университете.
Приехав на зимние каникулы на побывку под родительский кров, молодёжь каждый год устраивала студенческие вечера. При этом к их организации подключали родителей. Подготовка праздника широко анонсировалась на страницах газеты, по городу были расклеены афиши с приглашением «не пропустить это весёлое мероприятие, которых в Гродно не так много».
В отличие от наших дней, праздничный вечер был единым и проходил на «вольной территории», без привлечения учреждений образования. Постоянного места не было. В январе 1913 года им впервые стало Военное собрание гродненского гарнизона (здание Старого замка).
Организаторы запланировали удивить невиданным торжеством, превратив его в весёлый бал-карнавал под названием «Пьеро и Коломбина». По этой причине значительная часть молодёжи облачилась в белые костюмы с жабо и пышные платья популярных героев итальянского и французского народных театров.
Помещения военного собрания оформили в стиле ярмарочной площади с обязательной таверной, где продавалось вино, пиво, сосиски, макароны и прочее.
За прилавки стали родители, в том числе и представители знатных слоёв городского общества. Неутомимые репортёры заметили среди продавщиц шампанского жену хозяина табачной фабрики Ёселя Шерешевского. Ну а мороженым успешно торговала супруга генерала Михаила Кайгородова, командовавшего 26-й пехотной дивизией.
В программе было много номеров, приготовленных артистами гродненского театра: пантомима, танцы, отрывки из популярной оперы «Паяцы». На вечере нашлось место батлейке. Правда, народное зрелище почему-то не особо пользовалось успехом у публики, как пишет газета.
Ну а после представления начались танцы. Вначале молодёжь отреагировала вяло, но к концу вечера «сильно оживилась, и… стало неподдельно весело и шумно». Тогда был крайне моден кекуок, исполнявшийся под аккомпанемент банджо, гитары или мандолины, предшественник регтайма с его ритмическими движениями.
В целом праздник вышел на славу, только, по замечанию прессы, он не стал столь массовым, как ожидали устроители.
Мероприятие преследовало ещё одну цель — благотворительную. Ненавязчиво, через продажу выпивки, сладостей, программок, шёл сбор денег в пользу нуждающихся студентов, не имевших средств для продолжения обучения. За вечер было собрано 605 рублей 53 копейки, из которых на организацию, оформление, оплату артистов ушло 294 рубля и 54 копейки. Таким образом, чистый доход составил 310 рублей, 96 копеек, по тем временам более чем приличная сумма. Через городскую администрацию её перечислили в пользу гродненского землячества Санкт-Петербургского университета для помощи неимущим студентам (руководителем которого был будущий известный математик Яков Шохат). К слову, история этого удивительного объединения гродненцев ждёт своего исследователя.
Вот так прошёл вечер встречи студентов в Гродно 12 января 1913 года. Впереди у молодых людей — учёба и ещё один праздник, в начале 1914-го. А дальше война, революция и снова война, перечеркнувшие их судьбы, словно ластиком стёршие воспоминания о тёплых, «домашних» развлечениях. Лишь пожелтевшие страницы газет дают нам возможность узнать о дне выпускников эпохи ретро.
Денис ТАРАСЮК, учитель истории