Ровно через год после смерти хозяина знаменитой Литовки Сергея Коваля в интернете появилось видео, посвященное его памяти. Близкие и друзья предпринимателя рассказали, что как создавалась усадьба, что происходило с ней и самим бизнесменом в последние месяцы его жизни.
Сюжет продолжительностью в 49 минут сняла российский режиссёр театра и кино, основатель продюсерского центра «КАР ФОСС» Анжела Гусева, которая были лично знакома с бизнесменом.
— Видео посвящено памяти Сергея Коваля, человека, который сотворил, СКОВАЛ свою ЖИЗНЬ для нас, людей. Благодарна всем, кто согласился мне помочь в реализации сюжета. Благодарна соратникам Сергея, Нине Павловской и Андрею Перелайко, за их эксклюзивный комментарий к тому, что происходило в последние месяцы с Сергеем в частности и с усадьбой Литовка в целом, — написала на своей страничке в социальной сети Анжела Гусева.
Режиссёр уточняет, что видео под названием «Скованная жизнь» она не редактировала, потому что после всех переговоров, так и не получила согласие наследников на производство документального фильма.
— Сергей Коваль — это взрослый ребёнок, который нашел свой путь радоваться жизни и который хотел научить других, как это делать, — говорит в сюжете куратор Музея еврейского сопротивления Тамара Вершицкая. — Его можно назвать утопистом и Литовку можно назвать утопией, потому что будучи бизнесменом он хотел запустить механизм в обратном направлении. Он хотел показать людям, которые умеют зарабатывать деньги, как использовать этот же механизм зарабатывания денег для блага всех, а не для себя лично. Он хотел, чтобы о Литовке узнал весь мир.
Друзья и близкие Сергея Коваля говорят о нём как о меценате, человеке большой души, мудром, умном, с детским сердцем. Он «помогал многим людям и ничего не требовал взамен».
О том, что бывший владелец дома, где одно время жил бард и актёр Владимир Высоцкий с Мариной Влади, Сергей Коваль узнал случайно.
— Мы были тогда в Белостоке. Бывший хозяин дома позвонил и сказал, что готов продать его за такую-то сумму. Он прыгал от счастья, а всю дорогу назад он молчал, думал, что делать, — рассказывает друг Коваля. — Он тогда закрыл все точки, перестал торговать, ему надо было движение. Начиналось всё с Высоцкого и «Гражины» (имеется в виду автобусная остановка с изображением финального фрагмента поэмы Адама Мицкевича «Гражина» и стилизованной картой Беларуси, которую сделал Коваль — прим. автора). Когда он сделал остановку, слухи поползли, во сколько она ему обошлась. Кто умножал на два, кто делил на 8. У всех по-разному было. Все говорят, мол, дурак. А он: «Я не дурак, я вам красоту отдаю». Когда стали ставить мангалы, благоустраивать озеро, люди начали понимать, что он несёт красоту.
В Литовку туристы ехали нескончаемым потоком со всей Беларуси и из-за её пределов. Приходить сюда можно было в любое время и всегда бесплатно.
Необычную усадьбу закрыли в ноябре 2018 года. Как говорил сам Сергей Коваль, причиной стали многочисленные жалобы. Начались они после того, как в усадьбе построили последний дом-спальню с необычным декором — тараканами, пауками, скелетами. В комнате звучала классическая музыка и веяло смертью и развратом. В этой и других постройках усадьбы жители увидели демонические и сатанинские знаки.
— Этому городу нужно было проснуться, и Литовка, которая разбудила людей, поставила их в тупик. Вместо того, чтобы понять человека, его задумку, идею, отнестись к этому доброжелательнее, посыпались обвинения в том, что Литовка рассадник неизвестно чего, — говорит Тамара Вершицкая.
— Людей пугала свобода. И Литовка была свободной. Туда ехало огромное количество людей именно за этим глотком. Нам говорили многие о том, что это место свободы. В этой комнате (из-за которой, предположительно закрыли усадьбу — прим. автора) нет ничего доброго. За ней добро, — говорит близкая подруга предпринимателя Нина Павловская, которая помогала ему в создании усадьбы. — Главной задачей было впечатлить и открыть человека по-новому. Каждый открывался по-разному. Кто-то проходил весь участок и оставался там на долгие часы, а кто-то бежал прочь.
Другие закрытие «Литовки» связывали с задержанием Дмитрия Бондаря, близкого друга Сергея. Эпатажный парень, провозгласивший себя «епископом мира», часто бывал в усадьбе, здесь располагался его личный кабинет в стиле XVII века. Тут же, в Литовке, его задержали. В апреле этого года Дмитрия осудили. Его признали виновным в заведомом поставлении другого лица в опасность заражения ВИЧ и приговорили к 1,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, сообщили в суде Новогрудского района. Дмитрий подал аппеляцию, но приговор оставили в силе. Недавно парень вышел на свободу.
Летом прошлого года старшая дочь Сергея Коваля Екатерина официально вступила в наследство и в конце августа открыла Литовку. Вход туда теперь платный. «Планов на дальнейшее развитие много, хотелось бы воплотить в реальность все, что задумал Сергей. Но на это нужно время и средства. Поэтому искренне надеемся на понимание, не будет возмущений, что вход теперь платный. Место прежним, конечно, уже не будет, но я постараюсь сделать все возможное для его возрождения, чтоб папа мной гордился!» — писала девушка в Инстаграме Литовки.
Сначала усадьба принимала посетителей с 12:00 до 21:00, теперь только с 11:00 до 19:00. Местные говорят, что с место теперь не такое атмосферное, как это было при Ковале.
Литовку открыли, но вход теперь платный
Безмолвие Литовки: что происходит в известной усадьбе после смерти её владельца
Литовка всё молчит: что сейчас с фэнтези-усадьбой под Новогрудком
Как уже писала «Вечёрка», строить усадьбу-фэнтези предприниматель начал ещё несколько лет назад. Сначала купил дом, в котором в 1969 году жил бард и актёр Владимир Высоцкий с Мариной Влади. Одну из комнат Сергей посвятил знаменитости: на стене изображён музыкант, а в «реликвиовариуме» хранится 120-летний сборник произведений Адама Мицкевича «Гражина». В другой — трубка мира для «великих правителей» и курительные смеси, обвитый змеёй золотой ключик, старинный сервант на ножках и мягкие подушки. Напротив дома расположена роскошная беседка с глубоким колодцем в центре — маленькая копия собора Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне. Рядом — ковчег. На входе в усадьбу на каменных стенах изображён дух леса и падший ангел. В центре — вертолётная площадка. Сам Сергей Коваль на вопрос, откуда деньги, всегда отшучивался. Одни говорили, что огромное состояние он сколотил на дешёвой одежде, другие рассказывали, что якобы получил большое наследство во Франции.